Мы продолжаем рубрику “Экология нашего города”, в которой каждую неделю говорим...

2020-03-22 15:00:21

Мы продолжаем рубрику “Экология нашего города”, в которой каждую неделю говорим на животрепещущие экологические темы, касающиеся каждого из нас.
Рассказывают о состоянии окружающей среды экоактивисты некоммерческой организации “Чистые водоёмы”.
————-
Выпуск №10. МУСОР ЗА ПРОЕЗД

Чем больше мы погружаемся в тему переработки отходов, тем больше убеждаемся, что перерабатывать можно всё что угодно, но не всё экономически выгодным способом. К сожалению, модель устройства современной экономики такова, что фактор получения прибыли имеет приоритет над всеми остальными обстоятельствами. Это означает, что, продвигая тему переработки отходов, мы должны двигаться срезу по двум направлениям:

✅ 1 – поиск способов экономически выгодной переработки вторсырья, выстраивание логистики, учёт взаимных интересов бизнеса и общества. Путь этот сложный. Эффект от его реализации не может быть всеобъемлющим, всё равно останется часть отходов, переработка которых не целесообразна. Но зато он может дать эффект быстро, без серьёзной перестройки сознания людей, бизнеса и общества в целом. Собственно этим путём наше общество и пытается двигаться прямо сейчас. Однако это движение наталкивается на сопротивление, т.к. при таком сценарии развития невозможно учесть интересы всех. Чьи-то интересы всё равно будут ущемляться. Это и является главной причиной массовых протестов граждан в регионах, где планируется строить тот или иной объект «мусорной реформы».

✅ 2 – изменение общественного сознания, когда интересы сохранения окружающего мира будут стоять выше интересов получения прибыли. Причём необходимость изменения сознания касается не только бизнеса, власти или общества, она, в первую очередь, касается изменения отношения каждого конкретного гражданина. Потому что именно в изменении сознания отдельного человека кроется ключ к решению самых сложных и насущных вопросов и вызовов, стоящих перед человечеством в целом. Этот путь ещё более сложный, чем предыдущий. При этом он намного более длительный и затратный. Зато он может помочь решить не только проблему переработки ТКО, но и проблему сохранения окружающей среды в целом.

На практике, если мы хотим добиться цели, то двигаться придётся сразу в 2 направлениях.

В России рассматривается возможность оплаты за проезд в метро пластиковыми бутылками. И это не шутка, такое уже практикуется в Риме. Там на трёх станциях метро установлены фандоматы по приёму пэт-бутылок. Их нужно сдать 30 штук, а потом через мобильное приложение зачислить себе баллы, которыми можно оплатить проезд!

В России реализации такой схемы пока препятствует законодательная база. Но было бы желание – вопрос можно решить!

Использование данной экономической модели позволит объединить оба подхода к достижению цели, т.к. одновременно будет выстроена экономически выгодная система сбора вторичного сырья и будет вестись работа над повышением сознательности граждан.

❓Вы готовы оплачивать проезд бутылками вместо денег?