Интересное: Про «Бурлаков на Волге» Ильи Репина

2020-03-15 19:00:15

Интересное: Про «Бурлаков на Волге» Ильи Репина.

149 лет назад русская публика впервые увидела «Бурлаков на Волге». В марте 1871г. в Москве, на выставке Общества поощрения художников, всего несколько дней провисела первая версия «Бурлаков», сильно отличавшаяся от известного нам шедевра.

Картина эта была задумана и начата в 15 верстах от Самары, как писал сам Илья Репин в книге воспоминаний «Далекое-близкое», в селе Ширяево, где художник с двумя товарищами-живописцами провел лето 1870г.

Бурлаки – герои картины таскали расшиву с грузом из Царевщины в Ширяево. То есть это самая знаменитая картина из самарских и самая самарская из знаменитых. В наш город за то лето 1870г. Илья Ефимович с товарищами много раз приезжали за продуктами и предметами первой необходимости и роскоши. Известно даже, что закупались живописцы в магазине Санина.

«Бурлаки на Волге» – одна из главных картин всего русского искусства и выразителей нашего национального духа. Поэтому самарцам особенно важно, что изображены на ней Волга, наши места и наши характеры. Но в контексте мирового искусства это олицетворение всей России.

Точность и сложность картины Репина совсем недавно породили в сети целую волну публикаций с толкованиями «Бурлаков» – при желании их можно легко найти, это действительно интересное и познавательное чтение.

И хотя сам Репин позже сокрушался, что был слишком невнимателен, не понимал бурлаков и не обращал внимание на их социальное положение, именно талант великого художника, всевидящий глаз творца, от которого ничто не ускользает, помогли Илье Ефимовичу создать свой первый шедевр и навсегда изменить свою судьбу и всю русскую живопись.

Федор Достоевский тоже писал о «Бурлаках» и отметил как огромное преимущество картины Репина полное отсутствие социального обличения. Действительно, картина Репина совершенно нейтральна, а для реалистической живописи середины XIX века в подобном полотне надо было четко расставлять акценты, так, чтобы зритель, разглядывая картину, сразу приходил к «нужным» выводам.

«Бурлаки на Волге» – это первое полотно настоящего русского реализма. Когда художник не требует от зрителя явной эмоции или прямого сопереживания, но как писал Федор Михайлович: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу…Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты – не производили бы впечатление и не составили бы такой картины».

В мае 2020г. исполняется 150 лет, как приехали в Ширяево молодые художники, а дальше – сплошной юбилей. В марте 2021г. – полтора века, как была выставлена первая версия картины, потом можно праздновать вплоть до 2023г. и 150-летия триумфа «Бурлаков».

Самара, в которой бурлакам установлен памятник, наверняка должна стать центром юбилейных торжеств.

Национальное искусство сформировалось в наших краях полтора века назад – из волжского ветра, зелени Жигулей, натруженных рук и потных спин, хруста песка и шелеста грифеля. Сохранило ли это искусство свою актуальность – предмет для дискуссии, но вряд ли можно найти за прошедшие полвека картину, точнее отразившую русский дух.

А еще Илья Ефимович Репин оставил нам прекрасные воспоминания, которые обязательно нужно прочитать каждому самарцу. Мало где найдется такой искренний и восторженный слог, воспевающий наши родные места: «Ехали…и не могли вдоволь наглядеться на противоположный лесистый берег. Зеленый, темный, красивыми возвышенностями уходил он в небо. И дивно-дивно колебался в темно-зеленой воде широкими сочными мазками. Какая роскошь, безграничность! И веселье какое-то не покидает вас на Волге. Ширь, простор, да и встречи поминутные. То тянутся плоты бесконечной вереницей, то беляна, важно, увесисто нагруженная белыми досками, блестит на солнце, как золотая, и тихо поскрипывает…»

Источник Самарская Газета.