ОДИН ИЗ 10 КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ РЕБЁНКУ ДЛЯ УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО –...

2020-02-19 21:00:19

ОДИН ИЗ 10 КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ РЕБЁНКУ ДЛЯ УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ.

О том как и зачем развивать его у детей сегодня будем говорить.
Итак, эмоциональный интеллект – это способность распознавать и управлять своими и чужими эмоции.

Что он даёт:
– умение эффективно общаться с людьми
– умение пользоваться своим IQ (знаниями, навыками, способностями)
– умение адаптироваться в новой ситуации
– стрессоустойчивость
– изобретательность
– адекватную самооценку (ассертивность)
– общее здоровье (исключает психосоматические заболевания)

Неплохой набор, согласитесь?

Если ЭИ (эмоциональный интеллект) – способность “дружить” с эмоциями, то стоит обозначить, что же они такое.
Эмоция – это психический процесс, своего рода сигнал о том, насколько человеку комфортно/не комфортно в некоторой ситуации. Индикатор внутреннего состояния.
Увы, их принято делить на хорошие и плохие. Увы, потому что это приводит к печальным последствиям, ведь никому не хочется испытывать и тем более проявлять “негативные” эмоции, но они всё равно возникают и, не найдя выхода наружу, прячутся в тело. И самые минимальные последствия таких пряток – это болезни, а кроме того общее подавленное психоэмоциональное состояние, отсутствие тонуса и прочие неприятности.

На самом деле не существует положительных или отрицательных эмоций. Они все нужны и важны. Зачем? Рассмотрим примеры вместе. Как вы считаете, зачем человеку страх? Правильно, для самосохранения. А зачем человеку радость? Ну чтобы радоваться же)) Да-да, эмоция вдохновения, воодушевления. А возьмём печаль, для чего она нужна? Ну живёшь себе, радуешься всегда, зачем печалиться? Печаль – это эмоция самоанализа, саморазвития и эмпатии. Такая же полезная, как и все прочие.

Когда пора начинать развитие ЭИ? С рождения. Даже раньше, если учитывать пренатальный период, который также важен для формирование будущей личности.

С каких шагов начинать рассмотрим по возрастам (деление условное, смотрите по ситуациям и особенностям).

0-3 года
озвучиваем варианты эмоций ребёнка в разнообразных ситуациях, а также примерно с 2х лет озвучиваем и свои эмоции (не влезает кружочек в квадратную форму, дитёныш сердится. Говорим ему об этом: “Я вижу, ты злишься” и т.д.)

3-7 лет
знакомим ребёнка с базовыми эмоциями и учим их выражать (про экологичное выражение эмоций ещё поговорим, но в качестве базового примера: злишься? порычи или потопай ногами)

7-14 лет
знакомим детей со сложными эмоциями, многокомпонентными. Учим выражать их и управлять ими.

14+
учим анализу своих эмоций, ситуаций в которых они возникают (саморефлексия)
Как я могу изменить? Как мне переключиться?

Базовые эмоции: страх, гнев, отвращение, радость, интерес, печаль.
Многокомпонентные эмоции: обида, напряжение, раздражение и т.д. Другими словами эмоция, которая состоит из других эмоций.

Как развивать?

Для себя я разделила методы развития ЭИ на искусственные и естественные. И те и другие являются важными и их необходимо применять. Сегодня остановимся на “искусственных”.
Сюда относятся:
– чтение
– рисование
– игра

Что касается игр, очень удобно использовать настольные игры, они есть практически на любые возрасты и вкусы.

В рисовании можно взять на вооружение метод “нарисуй эмоцию” линией или цветом. Удобно делать это в ходе обсуждения какой-то конкретной эмоции, например, когда ребёнок чем-то расстроен. Или после прочтения литературы, в ходе обсуждения эмоций персонажа. Важно здесь не направлять ребёнка, не подсказывать и уж тем более не навязывать своё видение, делать параллельно. Например: Как бы ты нарисовал радость? Или каким цветом ты нарисуешь злость? А я вот как это вижу. Такая визуализация помогает лучше понимать свои переживания и развивает эмпатию, принятие того, что эмоции есть у всех и они могут чувствоваться и проявляться всеми по-разному.

Отдельно хочу остановится на чтении. Приведу очень простой пример, на котором будет видна суть. Все знают сказку “Лиса и заяц”, там где избушка лубяная, ледяная и т.д. Читая эту сказку кто-то скажет: “Ах она лиса! Бессовестная, хитрющая оккупантка! А зайчик бедный, несчастный!”, другой скажет: “Всё правильно сделала лиса! Она проявила смекалку и не упустила удачу. А заяц – лох, сам виноват!”. И как сказать, кто прав, а кто нет? В каждом из мнений есть здравое зерно. Поэтому, читая эту сказку детям, мы не навязываем им своё видение, а исходим из эмпатии, т.е. пытаемся понять, что чувствовали герои. “Наверное лиса очень испугалась и расстроилась, когда её домик растаял.”, “А зайчик был очень опечален и испуган, оставшись без своей избушки”. Ну и т.д. Это даёт ребёнку возможность сформировать своё мнение о ситуации и персонажах, поставить себя на место другого, учит его шире смотреть на людей и события. Иными словами, масштабирует его сознание и развивает самостоятельное мышление. Это, кстати, не только литературы касается, но и любых жизненных ситуаций. Но это уже переход к естественному развитию ЭИ, о котором мы будем говорить в другой раз. И он, на мой взгляд, конечно важнее любых прикладных средств. Так что, до встречи через неделю.

Кстати, свои вопросы вы можете писать в разделе “Обсуждения”, в соответствующей теме.

Любите себя и своих детей! Будьте счастливы ❤