Что случилось?
Протоиерей Александр Усатов, который служил в Ростовском кафедральном соборе, на сайте «Сноб» опубликовал статью, в которой признался в своей нетрадиционной сексуальной ориентации, рассказал о гей-лобби в РПЦ и поведал о своём конфликте с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием.
Про гей-лобби в РПЦ
По словам Александра Усатова, геи в РПЦ находятся в двойственной ситуации.
«С одной стороны, все знают о существовании гей-лобби и возможности сделать лёгкую карьеру, пройдя через архиерейскую постель. С другой стороны, наиболее активные прихожане церкви — ярые гомофобы, и, опираясь именно на них, РПЦ строит из себя оплот традиционной сексуальной морали», — пишет он.
В церковной системе, продолжает Усатов, люди по-разному относятся к гомосексуализму. Некоторые священники — бисексуалы и имели опыт однополых отношений, у других же одно упоминание о геях вызывает омерзение.
«Система позволяет практиковать гомосексуальные связи, только если ты не выносишь их за пределы «системы». Среди епископата, духовенства и семинаристов РПЦ популярно такое выражение: «можно всё, главное — не спалиться!» Иными словами, твоё сексуальное поведение никого не интересует до тех пор, пока оно не станет достоянием общественности», — пишет Усатов.
В последнем случае церковь будет яростно и публично «избивать» священников, на ориентацию которых годами закрывали глаза. Однако это не относится к епископам-геям, церковная система, по словам Усатова, будет их всячески выгораживать и защищать.
Про конфликт с другим геем-священником
Как пишет Усатов, важным событием для его истории стал конфликт «с самым известным священником-геем в Ростовской епархии».
«Ему не понравилось, что я общаюсь с парнями, на которых он положил глаз, и на почве ревности он стал распространять обо мне лживые слухи, пугать мной митрополита и даже писать доносы в «органы». Думаю, его пугала возможность собственного разоблачения, и он старательно играл в защитника традиционных ценностей, чтобы отвести от себя подозрения. Поэтому его так бесило, что я вовсе не собирался плясать под ту же гомофобную дудочку», — пишет Усатов.
По его словам, этот человек в красках описал Меркурию все последствия вольнодумства Усатова и карьерные риски для для митрополита.
Александр Усатов. Фото с его страницы в facebook.
Про конфликт с Меркурием
По словам Усатова, главе Ростовской епархии он когда-то лично признался в своей ориентации, когда ещё «воспринимал его как духовного отца». И впоследствии об этом не раз пожалел.
«Митрополит Меркурий (Игорь Иванов) всегда очень сильно переживает за своё положение в глазах патриарха (Владимира Гундяева) — думаю, эти страхи серьёзно отравляют ему жизнь и здоровье. Поэтому любой скандал вокруг РПЦ, который может потревожить Гундяева, Иванов старается максимально купировать у себя в Донской митрополии. Меркурия, в свою очередь, окружают протоиереи-карьеристы, которые пытаются предугадать любые капризы своего шефа и зачастую перегибают палку», — пишет Усатов.
В Духовной семинарии, после скандала с игуменом Казанской семинарии, озаботились поиском геев среди преподавателей. Подозревали и Усатова, однако фактов для увольнения не было.
В последние перед увольнением годы отношения Александра с Меркурием свелись к игнорированию и нескрываемому презрению.
«Даже на собраниях священников он пытался меня всячески задеть и унизить, используя надуманные и ничтожные поводы. Осенью 2019 года митрополит, подкравшись сзади, отвесил мне щелбан прямо на глазах у моих коллег. Это был жест крайнего неуважения, ведь я не какой-нибудь мальчик, а протоиерей с 15-летним стажем. Позже он не раз выговаривал мне, что длинный язык относительно “голубой темы” до добра не доведёт», — пишет Усатов.
Про людей в штатском
Своего апогея этот конфликт достиг в марте 2020 года. В те дни к Усатову подошёл человек в штатском и рассказал, что один из близких к Меркурию протоиереев написал на него донос «в очень серьёзное ведомства». Среди обвинений были: поддержка Навального, пропаганда идей политической оппозиции и ЛГБТ-агитация среди молодёжи.
«Это было ложью, но, надеюсь, всем понятно, насколько опасны эти обвинения в современном российском контексте. Человек в штатском искренне недоумевал, что даже священники стали писать друг на друга доносы властям. Я понял, что упомянутый мной одиозный гей-протоиерей решил утопить меня любыми средствами», — пишет Усатов.
21 марта 2020 года он служил на Всенощном бдении в Ростовском кафедральном соборе. Перед утреней митрополит подозвал Усатова и сообщил, что его ситуацией занимаются «большие люди, и не из РПЦ». Опальный священник тогда решил, что оптимальным выходом будет снятие с себя сана, что тогда от него отстанут. Усатов написал соответствующее прошение на имя патриарха, указав, что он больше не является верующим человеком.
«Вечером того же дня, когда я передал своё прошение, митрополит позвонил мне и мы долго разговаривали по телефону. Среди многочисленных упрёков прозвучало, что я якобы шизофреник и закончу тем, что «выйду в окно» (я жил на 15 этаже)», — пишет Усатов.
Однако сана его так и не лишили. По мнению Усатова, из-за того, что Меркурий не хотел объясняться перед Кириллом.
«Митрополит был озабочен исключительно своими грядущими проблемами на ковре у патриарха. Ведь «святейший» обязательно спросит, как же Меркурий просмотрел этого Усатова, который многие годы служил в кафедральном соборе, получил несколько патриарших наград и издавал книги под официальным грифом РПЦ. Последнюю мою книгу как раз распространили среди участников Рождественских чтений в Кремле в январе 2020 года», — пишет опальный священник.
По его словам, с тех пор прошёл почти год, а он до сих пор формально протоиерей.
Про клевету
Через несколько дней после подачи прошения Усатов встретился с Меркурием в его кабинете. Якобы весь разговор удалось даже записать на диктофон.
«Митрополит потребовал, чтобы я немедленно «покинул епархию вместе с любовником». Он дал понять, что мое присутствие в Ростовской области доставляло ему неудобства: «Ты мне мешаешь!». Заодно он намекал, что моих ближних ждут страдания, если я его не послушаюсь. Митрополит вдруг начал предсказывать моё будущее. Он заявил, что «правду» обо мне узнают в ЖЖ Калаказо (известный в поповской среде распространитель всевозможных сплетен), и что обо мне будет писать пресс-секретарь Меркурия Игорь Петровский. Всё это сбылось уже на днях: 26 марта в ЖЖ Калаказо появились первые анонимки про отмороженного гея Усатова», — пишет он.
В одной из таких анонимок, в частности, описывалось, как Усатов спаивал студентов водкой на своей даче, а потом насиловал.
«Мои друзья читали эти глупости и смеялись: все знают, что я не могу пить водку, никогда не возил друзей на дачу и не умею насиловать людей. Я не знаю, писал ли это лично Петровский или какие-то другие шестёрки Меркурия, но очевидно, что так исполнилась одна из угроз митрополита», — уверен Усатов.
Про запрещение в служении
Далее в Ростовской епархии был оформлен указ о запрещении в служении Усатова на основании 25 правила апостолов («Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличённый, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучён от общения церковного»), а также «по болезни».
«Эта прибавка очень важна: митрополит возомнил себя великим врачом и решил поставить мне психиатрический диагноз, об этом он упоминал и при личном общении. Но это чревато обвинением в клевете, поэтому «владыка» велел не давать указ мне на руки, чтобы я не понёс его в прокуратуру», — пишет Усатов.
Далее его уволили из семинарии, хотя для работы там не нужно иметь сана или быть верующим. Усатов счёл такое решение противозаконным и обратился в прокуратуру и трудовую инспекцию. Там посоветовали лишь идти в суд.
Про отъезд из России
В апреле 2020 года Усатов опубликовал на сайте «Сноба» свой манифест, где рассказывал о разочаровании в РПЦ и утрате веры. После чего ему якобы поступили звонки и сообщения «от людей из ближайшего круга митрополита».
«Мне говорили, что я должен прекратить писать в интернете и уехать из Ростова-на-Дону, иначе со мной расправятся физически», — заявляет Усатов.
Опасаясь за свою жизнь и здоровье, опальный священник достал координаты гей-активистов в Германии и Нидерландах, связался с ними, запросил убежища у голландских властей и в мае 2020 года вылетел в Амстердам.
«Когда я слышу, с каким злорадством бывшие коллеги обсуждают мой отъезд в «гейропу», мне становится неприятно. Я никому бы не пожелал того, что пережил за прошедший год. Разрыв всех связей, угроза преследования органов, оскорбления от клириков РПЦ, будто я стал «покровителем цветастых». Было непросто и в новой стране: пришлось понервничать, ожидая решения, и пожить в лагере для беженцев», — пишет Усатов.
Теперь у него всё хорошо. По словам Усатова, сейчас он живёт в своём доме с газоном и гаражом для велосипеда, изучает языки и старается быть самим собой, «чего был лишён все 30 лет пребывания в церкви». Обид ни на кого он якобы не держит, а все его мысли занимают «тюльпаны, мельницы и научные идеи».
Кто такой Александр Усатов?
Усатов родился в 1978 году. Образование получил в Новочеркасском политехе, а в 2001 году поступил в в ЦДО Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Ростове. В 2004 году митрополитом Пантелеимоном руковоложен во диакона, в 2005 году — во пресвитера, в 2015 году возведён в сан протоиерея.
С 2005 по 2008 годы возглавля Миссионерский отдел Ростовской епархии. До 25 марта 2020 года являлся штатным клириком Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова, возглавлял Образовательный центр и преподавал «Основное богословие» в Донской Духовной семинарии, возглавлял Духовно-просветительский центр имени святого Димитрия Ростовского при Ростовском кафедральном соборе.