В Ростовской области организация бесплатного питания школьников столкнулась со множеством сложностей
В Заксобрании Ростовской области состоялось заседание круглого стола, на котором депутаты вместе с привлечёнными экспертами обсудили вопросы обеспечения бесплатным горячим питанием школьников младших классов. Как выяснилось, проблем много и некоторые из них требуют чуть ли не срочного решения.
В старых школах не хватает помещений для пищеблоков и столовых
Как отметила председатель комитета регионального парламента по образованию Светлана Мананкина, подготовка учебных заведений к реализации этой программы велась практически «в стрессовых условиях» из-за объективного дефицита времени.
— Норма о том, что один раз в день мы должны обеспечить учеников начальной школы бесплатным горячим питанием, появилась 1 марта этого года. Только 20 июня мы стали понимать, по каким правилам нам будут предоставлены федеральные деньги на софинансирование этого вопроса. При этом соглашение о предоставлении конкретных средств было подписано лишь 15 августа. В таких довольно сжатых, стрессовых условиях областному министерству образования и муниципалитетам пришлось обеспечить эту работу, — говорит Светлана Мананкина.
Она также рассказала о деятельности депутатов ЗС РО по мониторингу школьных столовых и пищеблоков. В ходе контроля народные избранники ориентировались на выполнение санитарно-эпидемиологических правил (СанПиН) с требованиями по организации питания обучающихся — в итоге было обнаружено много проблем.
— Первая из них связана с материально-техническим обеспечением школьных столовых. Здесь сказывается высокая степень износа необходимого оборудования и острая нехватка помещений, особенно в старых школах. В таких учреждениях имеются сложности как с посадочными местами, так и с комнатами, где можно организовать работу пищеблока, — пояснила председатель комитета по образованию.
Выходом из положения, по мнению Светланы Мананкиной, может стать разработка региональной и муниципальной программ по созданию и модернизации пищеблоков и школьных столовых. Идею поддержала и глава областного минобра Лариса Балина.
Вместо горячего обеда — горячий полдник
Другие проблемы, выявленные депутатским мониторингом, связаны с качеством и сбалансированностью школьного питания. Дело в том, что на данный момент законом предусмотрена одинаковая стоимость как для завтрака, как и для обеда — и то, и другое оценивается в сумму 54 рубля 99 копеек. Но это как минимум странно.
— В СанПиН чётко зафиксировано, что завтрак должен состоять из горячего блюда плюс напиток, а обед — это закуска, первое горячее блюдо, второе горячее блюдо и напиток. Обеспечить это за одну и ту же стоимость довольно проблематично, — признала Светлана Мананкина.
В качестве решения участники круглого стола предложили два варианта. Первый из них заключается в обращении к федеральному центру с просьбой о перерасчёте субсидий, выделяемых на питание для школьников, с целью увеличения финансирования. Другая инициатива предлагает переформатировать горячие обеды.
— Можно превратить их в горячие полдники. Тогда это может по стоимости и, в принципе, по ассортименту совпадать с тем же горячим завтраком, — высказала мнение председатель комитета по образованию.
Как выяснилось на заседании круглого стола, не хватает школам и диетических блюд в стандартном питании для детей с особенностями пищевого поведения, что особенно важно для младшеклассников с различными аллергиями и с сахарным диабетом.
Надежда на региональных производителей полуфабрикатов
Ещё одним препятствием для высокого качества школьного питания участники дискуссии назвали исходное сырьё, из которого готовят блюда. Сейчас поставщиками продуктов выступают разные отечественные и региональные производители — долю последних, по словам Светланы Мананкиной, «хотелось бы увеличить».
— В целом по стране на обеспечение питания детей ежегодно выделяется очень существенная сумма. По подсчётам федерального Минобра, это почти 600 млрд рублей. К сожалению, часть средств идёт не в донскую экономику. Нам бы хотелось эту ситуацию изменить, — высказала пожелание Светлана Мананкина.
В качестве рекомендации областным минсельхозу и минобру было предложено разработать и реализовать региональную программу производства полуфабрикатов, обогащённых и диетических продуктов, а также готовых блюд для питания школьников.
— Мы здесь согласны с выводами депутатов Госдумы, что это более правильный путь, чем создание дорогостоящих комбинатов питания. Нам кажется, что необходимо простимулировать производителей на выпуск таких полуфабрикатов или готовых блюд, которые бы поступали в школьные столовые и проходили там минимальную доготовку, — подчеркнула председатель комитета по образованию.
Кроме того, на круглом столе была высказана инициатива о мерах поддержки тех производителей, которые готовы делать продукцию высокого качества, соответствующую всем установленным нормам.
Есть вероятность, что возникнет дыра в правовом регулировании
Не столь заметная на первый взгляд, но вместе с тем потенциально серьёзная проблема есть и на законодательном уровне. Дело в том, что с 1 января 2021 года теряет свою силу тот самый СанПиН, по которому сейчас формируется школьное меню. Решение принято на уровне федерального правительства. Вместо 21 профильного СанПиНа появится единый документ, содержащий санитарно-эпидемиологические правила.
— На данный момент к нему есть огромное количество вопросов от людей, занимающихся на практике организацией и контролем школьного питания. Заключение, подготовленное к данному проекту, представляет собой больше 30 страниц различных вопросов. Есть вероятность, что у нас может возникнуть дыра в правовом регулировании. Одни СанПиНы точно отменят, а с новыми правилами ясности пока нет, — констатировала Светлана Мананкина.
Три альтернативных пути организации школьного питания
Депутат Сергей Суховенко предложил разработать областную программу капитального ремонта и оснащения школьных пищеблоков, объяснив это тем, что без такой финансовой поддержки муниципалитетам региона будет довольно сложно обеспечить детей питанием.
Согласившись с инициативой, Светлана Мананкина предложила собравшимся подумать над тем, в каком формате всё-таки предпочтительнее организовывать школьное питание.
— Это может быть система ещё из советского прошлого, когда практически в каждой школе был свой цикл приготовления завтрака или обеда от начального сырья до конечного продукта, либо, к примеру, сеть мощных комбинатов, поставляющих учебным заведениям практически готовые блюда. Третья позиция, активно продвигаемая сейчас рабочей группой при Госдуме, заключается в поддержке сельхозтоваропроизводителей, которые производили бы полуфабрикаты для школ, — обозначила различные варианты председатель комитета по образованию.
В ответ глава регионального минобра Лариса Балина сказала, что для точного понимания, какая из этих схем будет наиболее удобной, потребуется провести детальный анализ состояния пищеблоков фактически каждой школы области, изучить возможности хранения и приготовления блюд из полуфабрикатов в учебных заведениях. Масштабы такой работы, ведущей к фундаментальным изменениям организации системы питания для учащихся, она назвала «революционными».
Начальник управления образования Ростова Виктория Чернышова, включившись в дискуссию, заявила, что, по её мнению, создание комбинатов для приготовления готовых блюд является «не самой лучшей идеей» и привела свои доводы.
— Если у школы полностью готово оборудование для полного цикла приготовления пищи, то ей незачем принимать сторонние поставки полуфабрикатов. Поэтому считаю, что позиция об индивидуальном подходе к каждой из школ, высказанная Ларисой Балиной, совершенно правильная, — сказала она.
Светлана Мананкина заметила, что такого же взгляда придерживаются участники рабочей группы в Госдуме, которые вместо громоздких пищевых комбинатов считают более целесообразным поддержку местных сельхозтоваропроизводитей.
Как сообщила Виктория Чернышова, сейчас управление образования Ростова работает над разработкой меню для диетического питания младшеклассников.
— Кроме того, сейчас на согласовании в администрации Ростова находится проект по осуществлению компенсации за льготное питание детям с ограниченными возможностями здоровья, которые находятся на домашнем обучении. Это тоже болевая точка, — добавила начальник управления образования.
Она выразила надежду на урегулирование всех правовых нюансов и на то, что с января этот вопрос будет закрыт.