Острый сюжет из долгой и тревожной жизни разводного моста через Дон. ("Ростовский порт. История в лицах." И.Ситников)
Кровавые берега
... В смутную пору Гражданской войны кровью красилась вода в Дону, кровавыми были и его берега. Только разводной мост продолжал стоять над рекой, соблюдая свой стальной нейтралитет, переправляя поезда и пропуская корабли, не зависимо от цвета их флагов. Мост был нужен всем. И вот, однажды, в самом начале января 1920 года, с правого берега по мосту переправился бронепоезд «Генерал Корнилов», он прикрывал отступление из Ростова Добровольческой белой армии.




Первая Конная армия красного командарма Будённого, захватив городские окраины, яростно наседала на белогвардейцев с северо-запада, превращая их отступление в суматошное бегство. Шумно выдыхая белые облака на январском морозе, бронированный состав остановился на левом берегу у крайней мостовой опоры. По насыпи, рядом с вагонами, забегали солдаты подрывной команды. Сквозь шипение пара и лязганье сцепок послышались отрывистые команды. Офицер, спрыгнул с паровозной подножки на ходу, ещё до полной остановки бронепоезда. Спустился по склону. Прошёлся быстрым шагом до двери дизель-генераторной станции, толкнул её плечом, скользнув подошвой сапога по наледи перед порогом, вошёл в дежурное помещение. Огляделся, прищурившись подслеповато, привыкая к полумраку после наружного света. От жаркой чугунной печки, укреплённой в углу помещения, подальше от машин, навстречу вошедшему торопливо поднялся пожилой человек в старых валенках и промасленной робе, вытянулся, как положено, и глянул в глаза военному с покорной готовностью слушать и выполнять приказы.




Офицер, осматривая сумрачное пространство машинного зала, куда через закопчённые и покрытые снаружи морозной росписью окна наклонными полосами падал слабый дневной свет, торопливо бросил.- Эй! Как тебя?!- Дежурный смены, старший электромеханик Рыбаков Иван Ефимович, ваше благородие, - чётко доложил о себе человек в валенках.Голос его гулким эхом отразился от высокого потолка и кирпичных стен, прозвучал неестественно громко. Офицер слегка поморщился.- Слушай меня, ты, Иван Ефимович. Сейчас мы твою богадельню будем взрывать к чёртовой матери, и разводную ферму вместе с ней, что бы краснопузым не досталось.



Покажешь, куда лучше заряды уложить, и марш домой! Давай быстрее, некогда нам. Соображаешь?!- Так точно господин офицер. Стало быть, навсегда уходите?- Ты что, морда, очумел?! На «фонарь» просишься, сукин сын? Как, «навсегда»? – Рука в вязаной из козьей шерсти перчатке приоткрыла дверь. - Эй, вахмистр. Ко мне. Верёвку захвати. Опять работа для тебя…Электрик замахал руками, сорвал с головы шапку, склонился ниже к полу, быстро, быстро, со страхом заговорил.- Ваше благородие! Не то. Не то я ляпнул, дурак. Я ж … как лучше. Есть способ, есть. Взрывать – целый день уйдёт, пока взрывчатку под мост заложишь, туда – сюда … Вернётесь, потом как, а? Ремонт давать, опять же?!- Ты что хочешь? Не тяни время. Ну!- Вот, сюда. За мной прошу. Рядом тут, взгляните только. Здесь пульт управления подъёма и спуска моста. Вот это, называется - контроллер. А вот главная штука, барабан контроллера с контактами, без него встанет всё! Сниму его и вам отдам, второго такого во всей России не сыскать, в Америке только, под заказ … Пролёт разводной сейчас поднимем, застопорим, а без штуки этой не опустится он. Электричество на механизмы не пойдёт. Вернётесь, барабан на место вставим и заработает. Ей Богу. Ну, жизнью клянусь. Красные, ведь шлёпнуть могут если что.



Мне-то отсюда всё равно деваться некуда!- Всё! Тихо!Офицер взмахом руки приказал рабочему замолчать, развернулся на каблуках, оглядывая генераторы и дизельные двигатели, сторонясь замасленных непонятных громоздких механизмов, медленно вышел наружу. Выкурил на морозе папиросу, прислушался к канонаде. Бросил окурок в снег, подозвал старшего подрывной команды и коротко отдал распоряжения. Потом вернулся. Рыбаков, сгорбившись, ждал его у двери.- Давай, Иван Ефимович, - белогвардеец отрешённо и без угрозы взглянул в глаза электрику, - командуй. Заводи свою шарманку. Ферму вверх. Контроллер разобрать, барабан ко мне на бронепоезд! Живи старик. Ну, чего стоишь? Действуй! Через день, 8-го января 1920 года, конница Будённого захватила Ростов-на-Дону.Неделю праздновали красноармейцы эту свою победу над Добровольческой армией. Неделю вершился пролетарский суд над «недорезанными буржуями» и «контрой». Неделю карательные отряды красных вспоминали белякам расстрелянных красногвардейцев и повешенных на Большой Садовой рабочих. Сильно вспоминали, сами вешали и расстреливали.



Мстили с куражом, и со вкусом. Склады Ростова и Нахичевани были набиты продовольствием! По словам очевидицы событий - личного секретаря В.И. Ленина Фотиевой, «грабежи и насилия продолжались, пока было что грабить, а закончились - когда была изнасилована последняя женщина и выпита последняя бутылка». Неделю не могли оторваться победители от отданного им на потребу города, два года считавшегося «белым». Наступление остановилось само собой. Первыми очнулись чекисты. Перебравшись по льду через Дон мимо поднятого моста, вооружённая группа людей в кожанках ввалилась в здание дизель-генераторной станции. Навстречу им, от жаркой чугунной печки, поднялась всё та же фигура в старых валенках и промасленной робе.- Что, сука, сидишь?! Поднял мост? К стенке становись, гад!Запахом свежей крови и устоявшимся, недельным перегаром дохнула смерть в лицо Рыбакова. Недавно уже дышала она на него дымком папироски и ароматом офицерского одеколона, но от этого не казалась слаще.- Я поднял, товарищи, я …- Ну, и кранты тебе дед!- А, опускать, кто будет?- А? Чего?- Опускать, спрашиваю, сами будете?- ??? Ты, сволочь, нас не путай. Толком говори!- Я и говорю. Можно починить. Дело поправимое.- Так … чини, давай! А как? Деталь где? Беляки же забрали!- Забрали. Сам грузил. Только, барабан-то они с собой увезли, а альбом электрических схем управления здесь остался. Ну, а барабан и сделать можно. Не в Америку же за ним ездить.- А, делать-то из чего. Материал какой? Где возьмём?- Бревно дубовое дайте, и меди листовой. За два дня ростовский самородок, умелец – золотые руки, выточил из бревна новый барабан, согласно схеме установил на нём медные контактные пластины, собрал заново контроллер и опустил разводную ферму. Мост заработал. 17 января по нему в сторону Батайска прошёл бронепоезд «Красный Герой».В конце февраля белые вновь на три дня захватили Ростов, и за тем были выбиты из него уже безвозвратно. Но во время тех боёв мост не пострадал. Почему, неизвестно. Наверное, потому, что у «Американца» всё же есть своя судьба, и на ней ему было написано – выжить, чтобы честно служить людям до новых испытаний, выпавших на долю их многострадального отечества...
Подробная история Ростовского Американца здесь: http://rslovar.com/.../%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0...
Фото сети интернет. Современное изображение - автор Миша Павлов
Источник : facebook.com