Шутка аукнулась
В начале нулевых годов нового века наш вуз выиграл грант европейской программы «ТАСИС», который позволил нашим специалистам отправиться в Испанию для изучения опыта дистанционного обучения в Мадридском университете. В российских вузах эта форма обучения находилась на уровне теоретических представлений. А между тем для Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) она стала очень важной. При вузе были открыты пятнадцать филиалов в разных городах Ростовской области, Краснодарского края, Карачаево-Черкессии и др.
Нашу делегацию в составе ректора, проректора, двух деканов и специалистов-айтишников принимающая сторона определила в небольшую гостиницу в центре города, удобную для проживания во всех отношениях. Мадридский университет дистанционного образования произвёл на ростовчан большое впечатление. Он располагался в старинном здании с античными скульптурами в порталах фасада и лепными излишествами на фронтоне. Внутри здания всё выглядело так же величественно: холлы с высоченными куполообразными потолками, широкие лестницы с мраморными ступенями, эпические картины на стенах. Впечатлила всех многоэтажная библиотека в современной пристройке, которая была напичкана компьютерной и разной интерактивной техникой. Нас также поразили монастырский покой, тишина и пустота безлюдья.
— А где же студенты? — непроизвольно вырвалось у меня восклицание.
— Они на дистанции. Сидят дома, — ответил по-русски, чуть запинаясь, профессор Педро Санчес, прикреплённый к нашей группе.
— У нас более пятидесяти филиалов во многих странах мира, — продолжил он, — но двери университета всегда открыты для всех, кто желает получить консультацию у преподавателей или воспользоваться услугами библиотеки.
«В самом деле, — подумал я, — мы прибыли сюда изучать опыт и методы дистанционного обучения, а не удивляться отсутствию студентов».
Однако гостеприимные хозяева оказались не очень расположены делиться своим опытом. И вовсе не потому, что собирались что-то скрыть от нас. Они решили, что за неделю вряд ли можно обучить неподготовленных коллег из Ростова всем премудростям, а потому лучше перевести пребывание гостей в культурно-развлекательный отдых, благо в Мадриде есть чем удивить иностранцев. Да и самим особо не отвлекаться от собственных дел. Пришлось мне как руководителю объясниться с проректором — потомственным графом известной в Испании фамилии. Держался он весьма чопорно, выглядел как манекен с узким смуглым лицом, тонким носом и темной ниточкой усов над верхней губой.
Он снисходительно слушал меня и делал вид, что не понимает моей озабоченности. Пришлось прибегнуть к приёму, который применяется в деловых кругах Ростова, — взять собеседника «на понт».
— Буду вынужден, — заявил я проректору и графу в одном лице, — сообщить в Брюссель, что программа не выполняется испанской стороной.
Честно признаться, я не знал, кому звонить в Брюсселе, где располагалось руководство программы «ТАСИС». Однако сработало. Испанские коллеги восприняли угрозу серьёзно и решили избежать неприятностей. Все сразу изменилось, и мы ознакомились со всем, что себе наметили. Особенно плодотворно поработали наши IT-специалисты. Они познали много нового и поучительного. И с достопримечательностями испанской столицы успели ознакомиться, и посетили известный во всем мире музей Эль Греко.
Во время прощального банкета проректор держался вовсе не заносчивым господином и искренне воздал хвалу нашим сотрудникам.
— Их профессиональный уровень, — сказал он, — выше всяких похвал. Признаюсь, я не ожидал подобного.
Приятно было услышать такую похвалу из уст потомственного графа, весьма состоятельного человека, имеющего собственную конюшню и скаковых лошадей. Подумалось с чувством гордости: пусть теперь во время конных прогулок вспоминает о том, что ростовские специалисты не лыком шиты.
Вскоре состоялся ответный визит коллег из Мадридского университета в наш вуз. Гостям показали всё то, что их интересовало. Как и подобает на Дону, их приняли с запоминающимся ростовским гостеприимством, включая весёлые застолья с обязательной донской ухой, рыбными деликатесами и раками с пивом.
В день завершения визита испанские друзья выразили желание ещё раз пройтись по зданию университета и запечатлеть себя на фото в разных интерьерах.
Когда гости спускались с пятого этажа в кафе, раздался звонок на большую перемену. Из аудиторий, буквально как горох, высыпали студенты, а по главной лестнице хлынул людской поток. Пришлось задержать испанцев в холле третьего этажа, чтобы уберечь их от опасной толчеи.
В университетском кафе по завершении прощального обеда, когда друг другу были высказаны все приятные слова и тёплые пожелания, профессор Санчес неожиданно обратился ко мне с вопросом: «Есть ли у ректора мечта?»
Сразу я не нашёлся с ответом, но тут же память подсунула мне ощущение тишины и безлюдья Мадридского университета.
— Да, есть! — поспешил я с ответом. — Хочу чаще видеть аудитории и холлы без студентов, как в вашем университете.
Переводчик перевёл, и раздался смех. Шутка моя была воспринята. Гости ещё находились под впечатлением от студенческого водоворота, в который они попали на большой перемене.
…Прошло много лет, и сегодня я бы прикусил свой язык, прежде чем так шутить. Даже в страшном сне себе представить не мог, как мрачно аукнется подобная шуточка, когда мир накрыла пандемия COVID-19, от которой неизвестно как уберечься и как защититься. Все страны мира и нашу страну выбил из привычной жизненной колеи коварный вредоносный микроб. Спасаясь от него, миллионы людей оказались в «мышеловке» домашнего заточения.
Опустели аудитории и в нашем университете. Пришлось ректорату срочно организовать обучение на удалёнке по системе онлайн. Вуз имел необходимый опыт и оказался готовым к такому развитию событий. Трудность состояла в масштабе перевода и жёстком временном ограничении, но коллектив университета с этим справился.
Человечество не раз в своей истории сталкивалось с губительными эпидемиями и всегда с ними справлялось, хотя и не без потерь. Люди и нынешнюю пандемию преодолеют, и все вернётся на круги своя. Однако некоторые эксперты и пессимисты предрекают, что мир прежним уже не будет. А в сфере образования дистанционное обучение займёт преобладающее место. Посмотрим, как говорится, поглядим.
Однако когда заходишь в аудитории, идёшь по этажам, холлам и лестницам опустевшего университета в тишине и безлюдье, становится как-то не по себе. Хочется видеть вокруг себя живые лица коллег и студентов, слышать их разговоры и смех, всем существом ощущать энергию и радоваться человеческому общению. Так что новым цифровым технологиям и искусственному интеллекту наш респект, но живое общение не заменить на удалёнку, так как в нём — сама жизнь!