Ростовская область, 2 мая 2024. DON24.RU. Во вторник, 30 апреля, весь мир отмечал ежегодный Международный день джаза – праздник, провозглашенный на Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2012 году. Цель мероприятия – привлечь внимание общественности к этому музыкальному направлению. Донская земля богата талантливыми джазистами, бенд-лидерами, в Ростове представлена уникальная полная инфраструктура джазового образования: от детской джазовой школы до аспирантуры.
О том, как развивался джаз в нашем регионе, и о музыкантах, внесших неоспоримый вклад в становление и развитие профессионального джазового образования, – в материале ИА «ДОН 24» на примере трех историй.
Уроженец Таганрога – основоположник джаза в России
Советской публике джаз открыл уроженец Таганрога, поэт Серебряного века, эксцентричный танцор, переводчик Валентин Парнах 1 октября 1922 года в Большом зале Государственного института театрального искусства. Эту дату принято считать днем рождения джаза в России. Кстати, СССР образовался на несколько месяцев позже – 30 декабря 1922 года.
Поэт впервые услышал джаз в июле в 1922 году в модном парижском кафе «Трокадеро» в исполнении «Джазовых королей Луиса Митчелла». Это выступление повергло Валентина Парнаха в эстетический шок. Его поразила свежесть танцевальных ритмов, их острота, открытость и искренность артистов. Очарованный этим новаторским музыкальным направлением, он написал и опубликовал статью «Пир по время чумы» в журнале «Вещь», в которой представил свои размышления об эксцентричном искусстве.
Валентин Парнах был первым, кто написал слово «джаз» на русском языке. Поэт адаптировал слово «jazz» на русский манер – в привычное нам слово из четырех букв «джаз». В немецком языке слово «jazz» произносили как «яц», что не устраивало Валентина Парнаха.
Вернувшись в Москву с необходимым комплектом инструментов, он организовал «первый в РСФСР эксцентрический оркестр «джаз-банд» Валентина Парнаха» – так гласила афиша выступления.
Фото: афиша в журнале «Зрелища»
Джазовый арсенал музыкант расположил в собственной квартире, в которой и репетировал оркестр. Билеты на концерт из-за инфляции стоили от полутора до десяти миллионов рублей. Выступление вызвало у публики колоссальный всплеск эмоций.
Первопроходец джаза привнес в формирующееся искусство эксцентрику, основанную на введении элементов танца, пантомимы, жестикуляции. Джаз для Валентина Парнаха был одним из элементов его системы искусства синкретического плана, в которой сочетались музыка, танец и поэзия.
Вскоре эксцентричный оркестр стал популярным на государственном уровне, однако, несмотря на успех и неослабевающий интерес общественности к оркестру, Валентин Парнах вернулся к литературной деятельности и уехал в Париж заканчивать книгу об инквизиции. Его дело «подхватывает» Леонид Теплицкий. В 1931 году Валентин Парнах вернулся в СССР, а в 1934-м вышла в свет книга «Испанские и португальские поэты – жертвы инквизиции».
Фото: портрет Валентина Парнаха / художник Пабло Пикассо
Артистический талант Валентина Парнаха был задействован в съемках первой музыкальной кинокомедии «Веселые ребята» Григория Александрова, снятой в 1934 году, где маэстро сыграл джазового музыканта.
Стоит отметить, что не все было гладко в джазе тех лет. Вокруг нового музыкального направления велась идейная борьба. Одной из советских организаций, критикующих джазовую музыку и новые танцевальные мотивы, была Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Они видели в джазе музыкальный ширпотреб, примитивную танцевально-развлекательную музыку. В ходу были слова – джазомания, джазовая эпидемия, джазфобия.
Подобное положение дел существовало несколько десятилетий, вплоть до начала «хрущевской оттепели».
Первый джаз-банд в Ростове
В Ростове первый джаз-банд под руководством пианиста Владимира Левина прозвучал в 1927 году в Клубе металлистов – доходном доме К.В. Чарахчианца. В этом же месте и репетировали. Сейчас в здании находится Ростовская государственная филармония. Джаз-банд состоял из шести ростовских музыкантов и американского инженера-саксофониста, приехавшего в Ростов на строительство «Ростсельмаша».
Владимиру Левину удалось собрать подлинных энтузиастов, которых увлекла джазовая музыка. Инструментарий оркестра был следующий: фортепиано, две трубы, тромбон, банджо, ударные; саксофон и печатные ноты для джаза Ростову подарил иностранец-саксофонист Пол Стеффорд.
Как оказалось, саксофонист был слабым музыкантом, он с трудом разбирался в нотах. Владимир Левин учил с ним весь репертуар буквально по тактам. Оркестр просуществовал недолго.
«Джаз-банд Левина просуществовал недолго. Как-то на прослушивание очередной программы пришла солидная комиссия, в составе которой были работники НКВД и композитор Илья Калустович Шапошников. На этом существование коллектива и закончилось», – пишет ростовский историк джаза, журналист Ольга Коржова.
Партийные работники из комиссии программу запретили, признав исполняемую музыку чуждой, а оркестр в таком составе – не имеющим права на существование.
Фото: pastvu.com/ доходный дом К.В. Чарахчианца/ 1914-1917 годы
Позже в донской столице появилось более 20 джаз-бандов. Ими руководили Заславский, Китаев, Филатов, Воронин, Софьянопуло, Бондаренко, Стельман, Зак, Глуховской, Самаль.
«Никто из них не завоевал всероссийского признания, но некоторые были достаточно известны на Северном Кавказе. Среди бенд-лидеров и музыканты-профессионалы, и энтузиасты-организаторы, которым помогали талантливые художественные руководители. В репертуаре песни и танцы – так называемый балет», – отмечает Ольга Коржова.
С началом Великой Отечественной войны многие ростовские музыканты разъехались. Одни отправились служить в действующую армию, другие – с концертными бригадами по фронтам.
После войны джазовые оркестры выступали в ростовских кинотеатрах «Победа», «Комсомолец», «Спартак» и «Россия», «Родина», «Буревестник».
В Ростове к началу 1970-х сложилась яркая и разнообразная джазовая атмосфера. Джазовому сообществу необходим был лидер, способный консолидировать разрозненные голоса в единое целое. Им стал музыкант, первооткрыватель джазового образования Ким Назаретов, без которого джазовая культура юга России не представляется возможной.
Наследие Кима Назаретова
Имя Кима Назаретова принесло Ростову мировое признание, а сам джаз стал брендом донской столицы. В Ростове по его инициативе сформировалась трехступенчатая система джазового образования: в 1974 году открылось первое в СССР самостоятельное отделение «Музыкальное искусство эстрады» в РУИ (Ростовское училище искусств, сейчас – Ростовский колледж искусств), в 1982-м – первая в СССР кафедра эстрадной и джазовой музыки в РГМПИ (Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, ныне – Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова), в 1993-м – аспирантура при РГК им. С.В. Рахманинова.
До этой вехи в истории, как мы видим, учились джазу как и где могли. Начинающие музыканты общались с более опытными, познавали джаз в небольших любительских ансамблях. Ким Назаретов кардинально изменил такое положение дел.
«Благодаря его усилиям, его неутомимой энергии город будет назван джазовым сердцем России (1970-е годы, журналист А. Рекеда), «кузницей биг-бендов» (1980-е годы, О. Лундстрем), «южной джазовой столицей» (1990-е годы, И. Бриль). А в начале ХХI века джазовый критик В. Фейертаг один из концертов своего московского абонемента в Концертном зале им. П.И. Чайковского так и назовет – «Ростов джазовый», – отмечает Ольга Коржова.
Фото: rostovjazzschool.ru
Из студентов и педагогов Ким Назаретов составил джазовый оркестр – биг-бэнд. Под его руководством оркестр приобрел большую популярность и стал лауреатом крупных джазовых фестивалей ближнего и дальнего зарубежья.
В 1989 году Ким Назаретов стал первым в стране профессором эстрадной и джазовой музыки. Стоит отметить, что страсть к джазу у музыканта проявилась в подростковом возрасте, а свою первую композицию – вальс – он написал в шесть лет.
После смерти Кима Назаретова по инициативе выпускников кафедры эстрадной и джазовой музыки РГК им. С.В. Рахманинова – пианиста Арама Рустамянца, саксофониста Андрея Мачнева, басиста Виталия Перова, барабанщика Григория Дерацуева, пианистки Тамары Ивановой – в 1995 году открылась детская джазовая школа им. Кима Назаретова.
В 1998 году школа вошла в Международную ассоциацию джазовых школ (IASJ). Школа систематически принимает участие во всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, завоевывая высокие награды.
Сейчас Ростов сложно назвать полноценной джазовой столицей юга России. Ольга Коржова рассказала корреспонденту ИА «ДОН 24» о том, что джазовая жизнь города сильно отличается от той, что была раньше.
«Ростов – южная джазовая столица чисто по географическому признаку, ибо здесь вообще нет джазовой жизни: один джаз-клуб на миллионник... Вот и нонсенс: джаз-образование есть, а джазовой жизни нет. При Киме город считался «кузницей биг-бэндов», а сейчас просто город джаз-образования...» – сказала Ольга Коржова.
К слову, и кинотеатр «Россия», в котором располагался джазовый центр Кима Назаретова, давно разрушен и снесен. Ранее мы детально представили хронологию событий вокруг здания: от его самых плодотворных лет, признания статуса объекта культурного наследия до сноса и планов возведения торгово-развлекательного центра к 2027 году.
Строительство объекта планируют начать в 2025 году. Говорят, что размеры и архитектурный облик объекта будут соответствовать исторической застройке центра города.
Несмотря на перемены в джазовой жизни Ростова, мастера этого музыкального жанра и их последователи продолжают радовать горожан и гостей города своими блистательными и виртуозными выступлениями. В донской столице функционируют учебные оркестры при детской джазовой школе имени Кима Назаретова, в Ростовском колледже искусств, Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова.
Также существует муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова и эстрадно-джазовый оркестр им. Кима Назаретова при филармонии.
В приморском городе функционирует Таганрогский джаз-оркестр им. Валентина Парнаха.
Кроме этого, в Донской публичной библиотеке проводится «Библиоджаз». В концертах принимают участие студенты и преподаватели Ростовского колледжа искусств и Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова. Автор и ведущий проекта – ученик Кима Назаретова, ростовский контрабасист, профессор РГК им. С.В. Рахманинова, заведующий отделением «Музыкальное искусство эстрады» Ростовского колледжа искусств Адам Терацуян.
Проводятся на Дону и фестивали. Так, к 274-летию со дня основания Ростова и 60-летию муниципального джаз-оркестра Кима Назаретова в городе состоялся XIX музыкальный фестиваль «Ростовский джаз приглашает».