Ростовская область, 2 января 2024. DON24.RU. Самая жаркая пора сейчас – у предпринимателей, продукция которых восстребована в канун новогодних праздников.
Ростовчанка Татьяна Колесникова пять лет занимается пряничным бизнесом и в этом году идет на рекорд. На ее счету – 3000 расписанных вручную пряников в виде снеговиков, елок, домиков, Дедов Морозов и Снегурочек.
Три тысячи пряников
Сладкая бизнес-идея родилась у Татьяны, когда она была в декретном отпуске. Молодые мамы часто выбирают себе женское дело по душе: кто-то занялся кукольным бизнесом, кто-то стал варить варенье и соусы. Наша героиня – по профессии экономист-менеджер, работала в одном из ростовских кафе администратором. Поэтому какая-никакая связь с кулинарией присутствует. Интересно, что Татьяна не умела печь: мама ее этому искусству не учила, и сама тоже не увлекалась. Но как-то, побывав с сыном на детском празднике, попробовала торт, украшенный не свечами, а расписными пряниками.
«Мне так понравилось, что я решила побаловать своих домашних, и повод был: 23 Февраля. Испекла пряники в виде танков. Получились чересчур поджаристые, но мужу и старшему сыну понравились. А я поняла, что мне доставляет удовольствие и сам процесс, и эмоции людей, когда я дарю им пряники», – говорит Татьяна.
Сначала это были совсем простые сладости, а сейчас мастерица печет пряничные домики, елки в 3D-формате, да и вообще все что хотите. Недавно был заказ: пряничный ящик с инструментами. В ассортименте шоколадные, апельсиновые и классические имбирные пряники. У Татьяны есть и свой фирменный секрет: помимо корицы она добавляет в тесто апельсиновый сок. Что касается художественной росписи пряников, рисовать героиня тоже не умела. Совсем. Но говорит, что это делу не помеха, есть специальные заготовки, формы, незатейливые силуэты можно просто срисовать.
Прежде чем стать виртуозом пряничных дел, молодая мама прошла серьезное обучение. Есть просто ролики, как испечь имбирный пряник. Можно найти бесплатный мастер-класс, можно платный. Можно приобрести целый онлайн-курс.
«Этим бизнесом можно заниматься прямо дома, никаких особых приспособлений не требуется, но в будущем я хочу арендовать мастерскую. Уже в этом году я смогла выйти на приличные объемы и даже взяла двух девушек в помощницы. Старший сын (ему 10 лет) тоже помогает, ему нравится расписывать пряники, а вот есть уже надоело. Чтобы домашнее рукоделие стало бизнесом, нужно делать и продавать в месяц хотя бы 3000 пряников, тогда будет какой-то доход. Пока все, что заработали, вложили в материалы, упаковку, расходники и рекламу. Планирую приобрести оборудование помощнее, для этого понадобится помощь от государства, – делится планами Татьяна. – В принципе, это дело выгодное, в среднем себестоимость одного пряника составляет 40–50 рублей, и это исходя из того, что я использую натуральные продукты: сливочное масло, мед. Также надо учесть затраты на электричество, газ, время, которое уходит на работу. Чем сложнее пряник, тем больше трудозатрат, так как каждую деталь надо прорисовать, дать ей высохнуть. В среднем на это уходит два часа».
Корпоративный отдых
Для организации сбыта продукции Татьяна использует всевозможные пути, в том числе социальные сети и ярмарки. Правда, последние порой не окупают даже аренду места: все зависит от локации, тематики ярмарки. Со временем свою ощутимую лепту стало давать сарафанное радио и появились выгодные корпоративные заказы.
«Я их очень люблю, это всегда большой заказ, и его можно выполнить легко и быстро, придерживаясь фирменного стиля и логотипа. Мне нравятся интересные, необычные заказы, но над ними сидишь долго, поэтому, когда мало времени, массовка – самое то», – объясняет Татьяна.
Отдельно в пряничном бизнесе можно заработать на мастер-классах. На роспись пряников люди, бывает, приходят целыми семьями. В прошлом году Татьяна решила выбрать формат франшизы, и теперь она представляет федеральную сеть пряничных. Из плюсов в таком формате: централизованная организация рекламы, разработанный стиль оформления, сайт, разработка ассортимента, но можно использовать и свои рецепты.
«Больше всего пряников покупают к Новому году, и мы начинаем готовиться уже в ноябре. В августе начинается сезон к 1 сентября. Потом готовимся ко Дню Защитника Отечества, 8 Марта, Пасхе. Спрос падает летом, но в это время можно получить большой свадебный заказ, поэтому пряничный бизнес, можно сказать, всесезонный», – говорит Татьяна.