Ростовская область, 24 октября 2023. DON24.RU. Чаще всего, говоря о коррупции, человек представляет чиновника или любого другого госслужащего. К ним относятся с презрением и порицают. Но мало кто задумывается о том, что коррупция – глубинный процесс, который прочно вошел в жизнь каждого человека. В том, почему же коррупция пробралась практически во все сферы жизни и как от нее избавиться, разбиралась корреспондент ИА «ДОН 24».
«Хотите побороть коррупцию? Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что» Ли Куан Ю, сингапурский государственный политический деятельВзяточничество появилось еще в Древней Руси. Тогда это была система «кормлений» – способ содержания должностных лиц за счет местного населения. В XV в. коррупция стала системной. Чиновники в ту пору выполняли определенные действия за какое-либо подношение. Называлось это мздоимством.
С распространением коррупции начали появляться и методы борьбы с ней. Так, Иван Грозный издал указ, который устанавливал санкции за взятки, а во времена правления Петра Первого появилась смертная казнь для коррупционеров.
Наибольшего расцвета коррупция достигла в последние годы правления Николая II, когда продавались и покупались отдельные должности при дворе.
Фото: Kandinsky 2.2
В настоящее время международные рейтинги оценивают уровень коррупции в России как высокий. Так, в 2023 году Россия опустилась на 137-е место в рейтинге восприятия коррупции Transparency International.
В 2022 году председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин рассказал журналистам, что более 38% коррупционных преступлений были связаны с правоприменительной сферой, около 12% – с исполнением воинской обязанности. На третьем месте оказалась сфера образования – 8,5%.
«Нет такой таблетки от коррупции: раз проглотил — и вы здоровы» Владимир Путин, Президент Российской ФедерацииЧтобы разобраться, с чего начинается коррупция, и понять, как от нее избавиться, необходимо не просто наказывать взяточников, а исследовать само явление. В последние 15 лет раскрывать глубинные мотивы коррупции помогают психологи и социологи.
«Коррупционером может быть любой человек. Главное, чтобы он обладал распорядительными или административными функциями и имел доступ к ресурсам. Мне нравится фраза психолога Решетникова: «Те, кто стыдливо берет и возмущенно дает, могут оказаться одними и теми же людьми в разных ситуациях». То есть каждый может быть коррупционером», – рассказала доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и консультативной психологии Академии психологии и педагогики ЮФУ Светлана Джанерьян.
Вопрос о том, почему же коррупционеры берут взятки, всегда индивидуален. В научных трудах выделяются несколько факторов, но они зачастую очень противоречивы:
«С одной стороны, у коррупционера есть такие черты характера, как жадность, безнравственность, эгоистичность, артистичность, наглость на грани цинизма, гедонизм, нарциссизм. Но при этом они добросовестны, конкурентоспособны, умеют хорошо адаптироваться. У коррупционеров высокий интеллект, креативность, умение просчитывать риски и выгоды. Они умеют находить нестандартные решения в разных ситуациях», – рассказала собеседница.
Фото: Kandinsky 2.2
Чаще всего в роли взяточника люди представляют госслужащего. При этом многие забывают о фактах низовой коррупции. Например, социологические исследования показывают, что 98% людей хоть раз, но давали взятку сотрудникам ГИБДД. Это говорит о широкой коррумпированности общественного сознания.
«Рука руку моет, а плут плута покроет» Русская пословица«Ребенок с трехлетнего возраста знает, что родители заплатили за садик. Или ребенок пяти лет узнает, что если что-то кому-то «даст», то он будет иметь приоритет по сравнению с другими. А формирование ценностей начинается в первые пять лет жизни. Люди очень возмущены коррупционными практиками и событиями, которые происходят в вершинной среде. Но когда речь идет конкретно о человеке, который в этом участвует, то они говорят: «Как можно не заплатить врачу, или не «косить» от армии, или не избежать штрафа ГИБДД?» – отметила Светлана Джанерьян.
Психологи ЮФУ провели исследование ценностно-смыслового отношения ко взяточничеству, включая социологический опрос. Они задавали вопросы школьникам, студентам колледжей и студентам высших учебных заведений. Результаты печальные: практически каждый человек начиная со школьного возраста знает о фактах коррупции.
Чаще всего опрашиваемые говорили, что люди берут взятки, потому что они жадные и алчные, имеют мотивы обогащения, демонстрации власти посредством профессии. При этом на вопрос «Почему человек дает взятку?» самым популярным ответом был: «Вынужден».
«Когда возникают случаи низовой коррупции, люди считают взяткодателя бедным и несчастным, а взяткополучателя плохим. Когда речь идет о вершинной коррупции, то там подлецы все», – рассказала собеседница.
Некоторые ответы действительно поражают: 63% студентов считают, что коррупция – это взаимовыгодная сделка. Они уверены, что с помощью денег они сами достигают своих профессиональных целей, а преподаватели – обогащаются. Светлана Джанерьян рассказала, что лишь единицы сказали, что брать взятки – плохо.
«Нет ничего более эффективного в борьбе с коррупцией, чем воспитание порядочного человека» Елена Ямпольская, член президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусствуКоррупция – это порочный круг. Человек, который берет или получает взятку, «закрепляет» ее хорошим результатом: у взяткодателя получилось достичь своей цели, а у взяткополучателя, как минимум, появились деньги.
«Очень часто мы не замечаем роль положительных эмоций. Доказано, что любой позитивный результат – получение возможностей и стимул для закрепления результата и процесса, который к нему вел. Здесь не надо разучивать и напрягаться. Результат закрепляется быстро, как и поведение, которое обеспечивает этот результат», – рассказала доктор психологических наук.
Фото: Kandinsky 2.2
Полностью избавиться от коррупции просто невозможно. Однако можно достичь ее минимального проявления. Очевидно, что для борьбы со взяточничеством необходимо не устраивать «показательную порку», а начинать бороться именно с низовой коррупцией. На сегодняшний день большая часть просветительской работы идет против взяточников, но люди забывают про других участников процесса — взяткодателей и посредников.
Для того чтобы снизить уровень коррупции до допустимого минимума, необходимо не только ужесточить наказание и повысить антикоррупционную просвещенность населения, но и начать с самих себя.
От автора
Если мы говорим о том, что для борьбы с коррупцией необходимы гласность и открытость, то они должны быть на всех уровнях.
Одной из прорабатываемых тем для текста была коррупция в высших учебных заведениях. Тема злободневная, но, как оказалось, табуированная практически для всех. Редакция направила в четыре ведущих университета вопросы: «Какие мероприятия проводятся в вузе для профилактики коррупционных преступлений? Как вуз реагирует, если студенты рассказывают о факте коррупции в учебном заведении? И были ли такие случаи?».
За вопросами чаще всего следовали тревожные звонки, в которых дотошно расспрашивали, зачем мы поднимаем эту тему. Некоторые предлагали редакции выбрать другое направление. В конечном итоге ответы на вопросы смог предоставить только один (!) университет.
Студенчество – отправная точка во взрослую жизнь. И уже здесь ответы на, казалось бы, простые вопросы прячут под семью замками.
Как и было сказано ранее, борьбу с коррупцией надо начинать с начальных уровней. На мой взгляд, университеты – один из них. Ведь из этих учебных заведений выпустятся будущие чиновники, врачи, учителя, судьи и предприниматели. И то, как они будут выстраивать свою работу, зависит и от воспитания, и от законов, и конечно, от среды, в которой взращивалась личность.