Потери экономики России вследствие политики ЦБ оцениваются экспертами РАН в триллион долларов

2023-08-18 09:08:29

1. Анализ проекта ЦБ РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на период до 2026» ( ОН ДКП) свидетельствует, что он является запрограмированной реализацией стратегии МВФ применительно к российской экономике. В июле 2022 МВФ предупредил о «рисках фрагментации мировой экономики» из-за событий на Украине». А в январе 2023 выпустил доклад, в котором, прямо обвинив Россию во «вторжении в Украину, принесшую не только человеческие страдания, но и масштабные сбои и усиление раскола (фрагментации) в экономике всего мира», рекомендовал в связи с этим «сосредоточить внимание» на нескольких направлениях. В частности, «укреплять систему международной торговли» и «оказывать помощь уязвимым странам в решении долговых вопросов». В частности, Украине в рамках специальной программы на сумму 15,6 млрд дол. Протестов Управляющего МВФ по России Силуанова и его заместителя Набиуллиной зафиксировано не было.
2. В ОН ДКП Банк России представляет сценарий ДКП «Усиление фрагментации», практически дословно воспроизводя аргументацию и прогнозы МВФ. В этом варианте предусмотрено, что ключевая ставка будет выше на 1,5-2% сравнительно с базовым сценарием, уровень инфляции возрастет до 5-7%, а счет текущих операций станет последовательно сокращается, упав к 2026 до примерно 55 млрд дол с нынешних прогнозируемых в проекте 70-75 млрд. Эти показатели означают, что регулятор закладывает в свой проект падение валютных поступлений и объема внешней торговли России с соответствующими последствиями для экономики и курса рубля.
3. Банк России, опережающе повысив ключевую ставку при сохранении валютной либерализации, по существу начал осуществлять сценарий «Усиление фрагментации», поставив исполнительную власть перед этим фактом. Параллельно ЦБ «укрепляет мировую торговлю» регулярно погашая внешнюю задолженность банковской системы на сумму 109, 992 млрд дол на фоне утраченных по его вине 350 млрд дол ЗВР и арестованных активов российских резидентов и государства на десятки миллиардов долларов. Это придало мощный импульс падению курса рубля до 100 единиц за доллар, создав предпосылки, чтобы инфляция резко ускорилась в среднесрочной перспективе, а ЦБ получил повод повышать ключевую ставку, блокируя инвестиции в реальный сектор, включая реализацию Президентских национальных целей развития.
4. Претензии ЦБ осуществлять «единую ГОСУДАРСТВЕННУЮ политику» несостоятельны поскольку по своему статусу Банк России не является органом государственной власти, и не в Конституции, ни в ФЗ не наделяется правом проводить единую государственную ДКП. Присвоение этих функций явочным порядком приводит к тому, что регулятор принимает решения, за последствия которых не несет ответственность, перенося ее на исполнительную власть. В результате за последние годы потери экономики России вследствие политики ЦБ оцениваются экспертами РАН в триллион долларов, включая 350 млрд утерянных ЗВР и выведенных по «серым» и «черным» каналам валюты.