АНАТОЛИЙ ПАПАНОВ актер невероятного дарования и уникальный пример чести, достоинства, верности, несгибаемой воли.
В первый день войны, в 18 лет встал на защиту Отечества.
Воевал старшим сержантом, командовал зенитной батарей, попал в окружение, на себе испытал, что значит «батальоны просят огня».
Позднее вспоминал: «Разве забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?»
Поэтому так правдивы его Серпилин в «Живых мертвых» или скромный бухгалтер из «Белорусского вокзала».

Получил тяжёлое ранение: взрывом изуродовало ногу, оторвало на ней два пальца.
Полгода в госпитале, комиссован, инвалид третьей группы в 21 год.

Вернулся в Москву, поступил в ГИТИС сразу на второй курс.
Проявил недюжинную волю, истязал себя упражнениями и вскоре избавился от нежелательной для артиста хромоты.

В ГИТИСе подружился с однокурсницей Надеждой. Она тоже познала войну, полтора года проработала санитаркой в военном госпитале.
Поженились и прожили вместе всю жизнь.
Также верен и предан был и своему театру «Сатиры», где проработал до последнего дня своей земной жизни.

В 1987-м, незадолго до смерти, ставил в театре «Последние» Горького.
По его режиссерской задумке, когда умирает герой пьесы Яков, в темноте начинает звучать церковное пение, сначала тихо, потом громче, нарастает, загораются свечи…на сцену,  под величественное молитвенные песнопения, выходят со свечами актеры…
И это в годы, когда еще не открылись церкви, хоть удавка на шее православных немного и ослабла.
Ходил в церковь, в партию не вступал, даже под давлением.

О нем ни разу не вышло ни одной статейки в позорных изданиях.
Нечистоплотные корреспонденты, охочие до жареных фактов, так и не выковыряли ни одной скабрезности из его «скучной»для них биографии.

Говорил о себе: «Я - однолюб: одна женщина, один театр».
К этим его словам позволю добавить совершенно дикое для Папанова, но нынче, увы, такое актуальное:
И одна Родина.

Анатолий Дмитриевич ПАПАНОВ
31 октября 1922-5 августа 1987 (64 года)

ДЕНЬ ПАМЯТИ