Не нужно заставлять, или Почему современная молодежь не берет в руки книгу

2023-05-17 16:35:55

Ростовская область, 17 мая 2023. DON24.RU. В 2023 году почти 60% россиян в последние три месяца читали книги, чаще всего это молодежь от 18 до 24 лет, свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ.

Согласно исследованию, 57% россиян читали книги в поселение три месяца, в среднем - шесть книг, что на две книги больше, чем десять лет назад. Ничего не читали 40% граждан, 3% затруднились с ответом. Выходит, что не все так страшно.

Есть ли проблема?

Но откуда тогда пошел слух о том, что современная молодежь не читает книги? Ответ прост-СССР. Советский Союз был вполне читающей страной, однако связано это было не столько с воспитанием или неимоверной любовью к чтению, сколько просто из-за отсутствия других форм проведения досуга и форматов развлечений было мало.

Мы привыкли к тому, что всю нужную нам информацию современный человек может найти в интернете, из-за чего снижается интерес к литературе, ведь зачем тратить время на поиск информации в книге если можно обратиться к Алисе и получить ответ через секунду.

«Мозг старается упростить информацию и это касается не только техники работы быта, но и развлечения и отдыха. Если раньше авторы старались вложить в свое произведение глубокий, тяжелый смысл и читателям нравилось заниматься подобной рефлексией, то сейчас нам проще читать не для того, чтобы учиться, а исключительно для того, чтобы развлекаться, а для этого мы будем читать не книгу. Это по большей части теперь работа, труд и учеба, а не отдых», -отмечает Роман Соловьев, куратор по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.

Почему не читают?

Дело ведь не только в интернете. Чтобы разобраться нужно копать вглубь. Где ребенок получает основное воспитание и скиллы к дальнейшей жизни? Школа! В одном из исследований сотрудников Лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Е. А. Асоновой, Л. Ф. Борусяк, Е. С. Романичевой, говорится о том, что современному школьнику необходима возможность вариативности текстов, а для этого учителю требуется иметь возможность выбирать произведения для изучения в зависимости от умений и потребностей детей. Нужно дать учителю и учащимся больше свободы в выборе программ, текстов, методик, необходим пересмотр не только обязательного стандарта классики, но и возраста, когда то или иное произведение подлежит изучению, особенно в начальной школе, когда дети изучают морализаторские и дидактические тексты.

Выходит, что программа обучения уже давно стала явной проблемой для школьников. Неправильно подобранная литература под возраст тяжело дается детям, а копаться в этом они не хотят. Какому ребенку захочется разбираться в старых и новых взглядах в «Горе от ума», если у него еще и свои не выработались? Чтение здесь не досуг, удовольствие или получение знаний, а некая каторга. Не прочитаешь - поставят два. Неправильное преподавание и неправильная селекция книг вырабатывает огромное отвращение к литературе. Из-за этого замотивировать современного школьника становится нелегко. А потому мы и видим в первой строке поиска запрос о кратком содержании определенного произведения.

«У меня были сложные отношения с моей учительницей по литературе, потому что у меня не получалось заинтересоваться определенной книгой так сильно, чтобы ее прочитать, и во время обсуждения произведения на следующем уроке мне не позволяли вовлечься, так как я не читал. Хотя мне кажется, я бы мог заинтересоваться путем полемики, но возможности, как я сказал, для этого не было, и в какой-то момент я вовсе перестал читать. Это длилось где-то до 11 класса, когда нужно было готовиться к итоговому сочинению и мне пришлось буквально со слезами перелистывать страницы хотя бы небольших повестей», - рассказывает о своем опыте Зубенко Владислав, студент 2 курса ТГУ.

А важно ли читать

Да, есть фильмы, сериалы, которые также являются художественными произведениями, несут в себе смысл и учат чему-то, но книги и фильмы говорят на разных языках. Если кино пользуется визуальным языком, то книга — это больше про понятийное и образное мышление. Как бы вы не старались- вы не найдете лучшего тренажера, который позволит вам натренировать эту «интеллектуальную мышцу». Оно незаменимо даже с биологической точки зрения. Чтение спасает в будущем от старческого слабоумия. Заставить себя читать очень тяжело. Это постепенный процесс.

Ну и несколько советов от специалистов: не нужно заставлять себя читать! Любое принуждение неизменно вызывает сопротивление.

Всегда можно найти то, что нравится именно тебе. Путь к любви к книгам у каждого свой: предпринимая попытки к чтению литературы, пробуя разные жанры можно с легкостью для себя найти этот путь. И важно уметь закрывать книгу, которая тебе неинтересна.

Елена Стояльцева