Как адаптироваться
Маркировка рекламы в 2023
Уже в марте 2023 Роскомнадзор начнет штрафовать за немаркированную интернет-рекламу (для ИП – до 20 тыс.руб., юрлиц – до 500 тыс.руб.).
Напомним, что с 1 сентября 2022 года в силу вступил Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"», в рамках которого все рекламные материалы, показываемые пользователям из России, подлежат обязательной маркировке.
Рекламируем сами
Реклама (баннер или контекстное упоминание) сопровождается меткой о том, что это реклама, и данными о рекламодателе (ИНН, название, форма собственности, адрес, ОГРН).
Также она снабжена токеном или идентификационным кодом (выглядит как набор латинских букв и цифр, например: 5gyTe78q.) Он присваивается оператором рекламных данных (ОРД) и вшивается в ссылку. Токен - свидетельство того, что реклама зарегистрирована в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы —система учета в ведении Роскомнадзора).
В дальнейшем по токену любой пользователь интернета сможет легко пожаловаться на рекламодателя в Роскомнадзор. И наконец, реклама снабжена отчетом – он отправляется ОРД на следующий месяц после открутки рекламы.
Делегируем подрядчику
Если вы размещаете рекламу через посредника - то дополните договор пунктом о том, что маркировкой и передачей данных теперь будет заниматься посредник. Делегирование полномочий также можно подтвердить отдельным договором.
Читаем и принимаем оферту
Если вы размещаете рекламу через крупные рекламные площадки, например ВКонтакте и Яндекс, которые разработали свои собственные ОРД, то ответственность по маркировке рекламы вы автоматически передаете им – если примите оферту в рекламном кабинете.
Эти площадки предоставляют в личном кабинете форму, которую нужно заполнить, внести туда все данные, которые затем будут переданы ОРД.
Список доступных на сегодня ОРД:
ОРД — это организация, которая регистрирует объявления и передает их в реестр, тут же можно получить «токен». Сейчас в списке ОРД:
- Яндекс («Яндекс Оператор Рекламных Данных»);
- VK («ВК Рекламные Технологии»);
- МТС («МедиаСкаут»);
- Ozon («Озон-ОРД»);
- Лаборатория разработки («Сбер»);
- Вымпелком («Первый ОРД»);
- Амбердата («ОРД-А»).
Все действующие операторы рекламных данных на сайте Роскомнадзора:
Роскомнадзор - Реестр операторов рекламных данных (rkn.gov.ru)
Что считать рекламой?
Закон о рекламе выделяет следующие критерии рекламы:
1. Распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
2. Адресована неопределенному кругу лиц;
3. Направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Что не нужно маркировать?
Закон о маркировке рекламы не распространяется на социальную рекламу, рекламные рассылки по базе собственных клиентов компании через электронную почту, мессенджеры и пуш-уведомления.
Не нуждается в маркировке реклама, которая демонстрируется на телевидении (радио) и одновременно в интернете без изменений.