230 лет назад в Ростове освятили церковь монастыря Сурб-Хач

2022-11-27 15:30:35

 В этот день 230 лет назад в Ростове освятили церковь монастыря Сурб-Хач. Сейчас это здание – старейшее из сохранившихся в границах современного Ростова. На территории монастыря вблизи церкви раньше работала первая на юге России типография. За шесть лет, с 1790 по 1796 годы, здесь напечатали больше 20 книг.

Первый камень будущей церкви заложили в 1783 году, но строительство началось только через три года. Возводили здание шесть лет. Этим занимались армяне, переселившиеся в Ростов из Крыма и основавшие мужской монастырь Сурб-Хач.

Указ, разрешивший переселение в Приазовье христиан из Крыма, Екатерина II издала 14 ноября 1779 года. Сделано это было якобы для того, чтобы защитить братьев-христиан от притеснений мусульманского населения Крымского ханства. Но был в действиях императрицы и расчет: в расслоенном обществе полуострова крестьянами и ремесленниками являлись в основном армяне, а крымские татары составляли другие, менее «трудящиеся» классы. Лишив ханство рабочей силы, Екатерина II хотела его ослабить, чтобы присоединить Крым к России против воли хана. Через три с половиной года задуманное удалось.

Покидая родину, люди брали с собой самое ценное. Но на повозках много увезти невозможно. В память о брошенных домах приехавшие на Дон армяне давали своим поселениям и церквям привычные названия.

К моменту закладки монастыря Ростову было больше 30 лет. Город рос и развивался, но основатели монастыря дичились мирской суеты. Они обустроили обитель в нескольких километрах и от Ростова, и от Нахичевани. Место выбрали на возвышении, неподалеку от бьющего из-под земли родника.

С собой основатели Сурб-Хача привезли свою главную реликвию – хачкар Сурб-Хач (святой Камень-Крест). Изваяние было создано примерно в VI веке в городе Ани, столице Армянского царства.

В XI–XIII веках, гонимые турками, а затем монголо-татарами, армяне покидали свою страну. Большая часть переселенцев отправилась в Крым. Вывезенный из Ани хачкар Сурб-Хач послужил основой для крымского одноименного монастыря, который был построен в 1385 году в окрестностях города Старый Крым. Пять веков хачкар находился в крымском монастыре Сурб-Хач, потом его привезли в Ростов.

Фото: ru.wikipedia.org.

Церковь строили по проекту архитектора Ивана Старова, который создал Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Как выглядел Сурб-Хач в те времена, неизвестно – здание не раз перестраивали. К западу от церкви возвели колокольню, а к востоку – двухэтажный архиерейский дом. В нем открыли школу, позже преобразованную в семинарию с пансионатом. Здесь же создали библиотеку, а при ней типографию, первую на всем юге страны. Монастырю принадлежали около 50 га земли. Ее сдавали в аренду под пашни и огороды.

В 1862 году в Сурб-Хач приезжал архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский, старший брат художника-мариниста Ивана Айвазовского. К моменту его визита монастырь обветшал. Архиепископу удалось запустить сбор средств на реставрацию обители.

В те времена монастырь часто становился объектом разбойничьих налетов, потому что он находился далеко от города. Вокруг обители росли деревья и кустарники – увидеть приближающихся разбойников или догнать их после ограбления было непросто. Злоумышленники считали, что в обители хранятся сокровища.

Не раз жертвами разбойников становились священнослужители. Так, в мае 1834 года семеро грабителей ворвались в здание ночью. Братья доверяли свои жизни Богу – надежных засовов на двери не было. Сонных монахов связали и принялись искать деньги. Неожиданно на незнакомцев напал архимандрит Аламдарян. Во время налета он не спал и успел спрятаться. Служитель избил нескольких злоумышленников, но и сам получил пулю. А добычей разбойников оказались только шубы и прочие вещи монахов – богатств они не нашли. Некоторых из грабителей позже задержали. Через 54 года жертвой налетчиков стал архимандрит Тер-Никохосян. На этот раз разбойники оказались более жестокими: они перерезали горло священнослужителю. Похищенные окровавленные деньги потом нашли далеко от монастыря, у одной из родственниц преступников. Самих убийц так и не задержали. Монастырь существовал до 1920-х годов. Потом советская власть решила передать его постройки совхозу. Здания использовали как зернохранилище. Колокольню и архиерейский дом разрушили.

Не раз жертвами разбойников становились священнослужители. Так, в мае 1834 года семеро грабителей ворвались в здание ночью. Братья доверяли свои жизни Богу – надежных засовов на двери не было. Сонных монахов связали и принялись искать деньги. Неожиданно на незнакомцев напал архимандрит Аламдарян. Во время налета он не спал и успел спрятаться. Служитель избил нескольких злоумышленников, но и сам получил пулю. А добычей разбойников оказались только шубы и прочие вещи монахов – богатств они не нашли. Некоторых из грабителей позже задержали.
Через 54 года жертвой налетчиков стал архимандрит Тер-Никохосян. На этот раз разбойники оказались более жестокими: они перерезали горло священнослужителю. Похищенные окровавленные деньги потом нашли далеко от монастыря, у одной из родственниц преступников. Самих убийц так и не задержали.

Монастырь существовал до 1920-х годов. Потом советская власть решила передать его постройки совхозу. Здания использовали как зернохранилище. Колокольню и архиерейский дом разрушили.

Восстанавливать церковь начали в 1968 году. После окончания работ в здании храма открыли Музей русско-армянской дружбы. Богослужения здесь стали проводить в 2000 году, а в 2007 году музей переехал в особняк Гайрабетовых на площади Свободы в Ростове.

Фото: церковь Сурб-Хач на марке России 2001 года. Источник: ru.wikipedia.org.

Главной реликвией храма и в наши дни остается хачкар Сурб-Хач. Никаких надписей на базальтовом кресте нет. В его верхней части изображено символическое солнце – знак вечности, а под розеткой расположен большой крест – символ христианства.

В конце XIX века хачкар Сурб-Хач обрамляла позолоченная стеклянная рама, дополняли его два креста: большой медный и небольшой серебряный, которые исчезли после разграбления церкви в 1920-е годы. После этого Крест-камень перевезли в храм в Нахичевани, но в 1930-е годы его закрыли, а святыню установили в кладбищенской церкви Святого Карапета. Позже крест доставили в Музей русско-армянской дружбы, который располагался в здании закрытой церкви Сурб-Хач. Когда музей переезжал на площадь Свободы, крест хотели забрать, но прихожане попросили оставить его в храме.

На территории церкви похоронены армянские поэты и писатели Арутюн Аламдарян, Микаэл Налбандян и Рафаэл Патканян.

Сейчас храм окружен жилыми микрорайонами. Вблизи церкви разбили парк «Дружба», а сам Сурб-Хач теперь стоит на берегу верхнего из двух северных водохранилищ в балке реки Камышеваха. Из-под холма, на котором расположен храм, как и много десятилетий назад, бьет ключ. Возле него обустроены купальня и зона отдыха. Летом здесь загорают и купаются сотни горожан, а 19 января верующие приходят сюда для совершения обряда крещенского купания.

don24.ru Фото: Виктория Корнеева /don24.ru /АО «Дон-медиа». ©