Крупные торговые сети, чей ассортимент импортного алкоголя уже уменьшился на 40–95 процентов по сравнению с прошлым годом, предсказывают в ближайшие три месяца сокращение остатков вдвое и рост цен. Такие данные предоставили в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), куда входят X5 Group, «Магнит», «Лента», Auchan, «Азбука вкуса». Сети предлагают параллельный импорт спиртного, но против этого выступают оптовые закупщики и производители. Из-за угрозы дефицита сети хотят сами заняться ввозом товаров известных брендов, сообщает «Коммерсантъ».
Снижение импорта алкоголя связано с проведением специальной военной операции и новой волной санкций. США в рамках санкций полностью запретили отгрузки спиртного в Россию, а Евросоюз – алкоголя дороже 300 евро за единицу. Ряд компаний сами остановили поставки или ушли с рынка.
На сегодняшний день полностью прекратились поставки игристых вин региона Шампань, на 70 процентов упал импорт виски, на 60 процентов – французского коньяка и импортного пива. На этом фоне закупочные цены на импортное спиртное с февраля выросли на 27–40 процентов, а по части позиций – на 70 процентов, говорят в АКОРТ.
По итогам первого полугодия ввоз всех крепких напитков сократился почти на треть, до 32,65 миллиона литров. Виски – почти на 50 процентов, до 11,8 миллиона литров. О сокращении деятельности в стране в конце июня объявили в Diageo (Bell’s, Johnnie Walker, Captain Morgan, Baileys). А Beam Suntory (Jim Beam) и Edrington (Macallan) сообщили о продаже российского дистрибутора Maxxium Russia местному руководству.
АКОРТ уже обращался в правительство с просьбой включить ряд алкогольных брендов в перечень разрешенных к параллельному импорту. Глава Минпромторга Денис Мантуров 19 сентября отметил, что решение о параллельном импорте алкоголя нужно принять до конца сентября.
Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев заявил, что параллельный импорт ушедших алкогольных брендов – оптимальный способ пополнения ассортимента в преддверии высокого спроса в зимние праздники. Лицензирование, ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система, которая фиксирует все сделки с алкоголем: от закупки до продажи на кассе), специальная маркировка позволяют быть уверенным качестве и подлинности продукции.
Президент Ladoga (выпускает водку, джин, виски) Вениамин Грабар сообщил, что крупному ритейлу нужно пересматривать ассортимент в пользу российских напитков и оставшихся импортных поставщиков.
Luding Group запускает новые бренды водки, коньяка, джина и виски, а также видит рост спроса на крепкие напитки Армении и Грузии. Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин отмечает, что в сегменте коньяка можно найти замены от небольших производителей. Угрозы роста цен дистрибьюторы и производители не видят.
Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев отмечает, что российским дистрибьюторам и производителям уход крупных марок, конечно, облегчил конкуренцию.
Ранее «Вечерний Ростов» сообщал, что, по мнению ростовского сомелье Станислава Назарова, нынешний мир состоит в основном из оппортунистов, поэтому говорить о глобальных проблемах на рынке алкоголя было бы неправдой. В любой стране найдется тот, кто вопреки санкциям и запретам хочет торговать. А если взять, к примеру, ресторан, то посетители не приходят пить что-то одно и то же постоянно. Люди любопытны, они стремятся пробовать новенькое. Поэтому, даже если в данный момент не найдется любимого напитка, то сомелье всегда сможет предложить несколько других вариантов.
Денис ПАРХОМЕНКО.
Комментарии