В среду, 7 сентября, в суде Ворошиловского района вынесен приговор Шайхаву Гаджиеву — последнему фигуранту дела о нападении на начальника управлдения ГИБДД Ростовской области полковника Сергея Моргачева. Суд признал Шайхава Гаджиева виновным в исполнении заказного покушения и назначил ему наказание.
Под занавес 2021 года ростовчанам пришлось вспомнить не столь давнюю, но прогремевшую на всю страну криминальную историю, связанную с правоохранительными органами Ростовской области. 14 декабря в Дагестане пришел с повинной в полицию Шайхав Гаджиев, который почти семь лет находился в федеральном розыске, и вот решил сдаться.
Под серьезной стражей его этапировали в Ростов, где он ответил на вопросы следователей. Уголовное дело было передано в суд Ворошиловского района. Его слушание началось 25 марта — день в день с датой покушения на Сергея Моргачева, только восемь лет спустя…
За многие годы своей криминальной истории «Ростов-папа» повидал всякое. Но от такого даже опытные, все повидавшие оперативники и сотрудники ГАИ только покачивали головой. Где и когда это видано, чтобы подчиненный офицер «заказывал» криминалитету своего непосредственного начальника?
Нападение произошло утром 25 марта 2014 года на 16-м этаже дома на улице Ленина, где начальник областного управления ГИБДД снимал квартиру. В начале восьмого он как обычно собрался на работу и вышел из квартиры. Вот как описал это событие сам Сергей Моргачев.
«Ударили сзади, пока запирал дверь. От неожиданности я упал. Подняться уже не дали. Били очень профессионально: кувалдой, деревянным топорищем. Последнее, что помню, прежде чем отключиться: «Ладно, пошли, мы его кончили». У меня был проломлен череп. Вместо лица — сплошное кровавое месиво. Носа нет. Оторван язык…»
И все же полковник смог спуститься с 16-го этажа и выйти из подъезда, где его ожидал водитель служебного автомобиля. По дороге в больницу Моргачев потерял больше трех литров крови. Неделю он находился в коме. Пережил несколько десятков операций. Врачи буквально собирали ему лицо по частям…
Преступление удалось раскрыть быстро. Уже через две с половиной недели нападавшие были задержаны. Все они оказались жителями Астрахани, нанятыми специально для избиения Моргачева. Вместе с ними был взят и заказчик — бывший стажер ГИБДД Артур Шахбазян. За то, чтобы искалечить своего начальника, он заплатил исполнителям полмиллиона рублей.
Артур Шахбазян некоторое время работал в должности стажера инспектора МРЭО ГИБДД и был уволен после того, как начальник управления Сергей Моргачев прибыл с проверкой в это подразделение и увидел у входа в здание принадлежащий Шахбазяну автомобиль премиум-класса «порше-кайен» с привилегированными («блатными») номерами. После этого в отношении стажера начались проверки, тестирование на знание Правил дорожного движения. И это могло послужить дополнительным стимулом для организации нападения на Моргачева.
На первом же допросе, припертый уликами, Шахбазян признался: в деле он не главная фигура, а лишь передаточное звено. Действовал строго по указанию замначальника УГИБДД Ростовской области Александра Оцимика.
13 апреля 2014 года подполковник Оцимик был задержан. Следствие вышло на новый уровень: от банальной разборки между сослуживцами, до коррупции, процветавшей в рядах донской полиции.
Оцимик успел проработать под началом Моргачева ничтожно мало: всего-то три месяца. Обоих офицеров по очереди привез за собой в Ростов новый шеф Главного управления МВД генерал-майор Андрей Ларионов (до февраля 2013 года он состоял в должности начальника УМВД Ульяновской области).
37-летний Александр Оцимик переехал из Астрахани по личному приглашению генерала весной 2013-го, за полгода до Моргачева. Буквально месяц прослужил командиром спецполка ДПС, затем стал замначальника областного УГИБДД (для карьерного роста требовался «местный» стаж). В июле 2013-го Ларионов возложил на Оцимика обязанности начальника областного управления. Приставка «и.о.» должна была исчезнуть после соответствующего приказа из Москвы, однако в главном управлении кадров кандидатуру Оцимика «зарубили».
Требовалось срочно искать нового человека на должность руководителя, и вот тут из Ульяновска был вызван подполковник Сергей Моргачев, которого хорошо знал генерал Ларионов. Он был призван, чтобы навести элементарный порядок.
Однако новый начальник взялся за дело не так, как это от него ждали. Первым делом он убрал сотрудников ГАИ со стационарных постов и заставил патрулировать трассы. Было приказано повсеместно тормозить бензовозы и спиртовозы. Пошли повсеместные проверки и инспекции. Прекратилась торговля «красивыми» номерами, столь ценимыми на юге.
Депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн опубликовал свое расследование этих событий в статье под названием «Ментовские войны Тихого Дона». Он пишет следующее:
«Личному составу Моргачева представили 13 декабря 2013-го, между прочим, в пятницу (вот и не верь после этого в приметы). А уже в середине февраля Оцимик приказал Шахбазяну найти людей, способных «причинить тяжкий вред здоровью путем избиения» своему начальнику (цитата из материалов дела). Скорее всего, убивать Моргачева он действительно не планировал. Пенсия по инвалидности, в его представлении, снимала все вопросы: нет человека — нет проблемы».
В этой статье Хинштейн напрямую обвинял начальника Главного управления МВД России по Ростовской области генерал-майора А.П. Ларионова в попустительстве, которое привело к нападению на Сергея Моргачева. Более того, депутат сообщал о многомиллионных суммах, которые собирались с подчиненных генерала Ларионова и отвозились в Москву.
Однако депутатский «выстрел» (статья была официальным депутатским запросом министру внутренних дел РФ В.А. Колокольцеву) обернулся пшиком. Действительно, в Ростовскую область после публикации Хинштейна была направлена комиссия МВД для проверки деятельности Ларионова. Она прошла под грифом «секретно». После нее генерал-майор сохранил должность начальника областного главка. Более того: в 2016 году Ларионову было присвоено звание генерал-лейтенанта полиции, а еще через год он был переведен с повышением в столицу — на должность заместителя начальника Департамента государственной службы и кадров МВД РФ.
А вот с потерпевшим Моргачевым (он сумел восстановиться от тяжких увечий и даже выйти на службу) все получилось иначе. Прокуратура Ростовской области возбудила в отношении него уголовного дела по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Поводом стал видеоролик, на котором мужчина в форме инспектора ДПС говорит, что Моргачев требовал от своих подчиненных средства на благоустройство нового здания областного Управления ГИБДД.
Состоялся суд. Моргачеву назначили десять месяцев лишения свободы условно. И уволили из органов внутренних дел. Сергей Владимирович уехал в Ульяновск, где занялся политикой и даже стал депутатом городской Думы. В сентябре 2021 года он баллотировался в Государственную Думу России, но был снят с выборов по причине нарушения авторских прав в одном из агитматериалов.
Уголовное дело о нападении на полковника Моргачева рассматривалось в суде Ворошиловского района. В ноябре 2016 года Александр Оцимик получил 10 лет колонии строгого режима и штраф в размере 47 миллионов рублей в пользу государства. Различные сроки получили и другие участники нападения.
20 декабря 2021 года стало известно, что экс-заместитель начальника УГИБДД Ростовской области Александр Оцимик был условно-досрочно освобожден и покинул исправительную колонию, отбыв две трети назначенного срока, как и положено по закону. Еще раньше из колонии в Стерлитамаке, тоже условно-досрочно, был освобожден Артур Шахбазян, которого суд признал основным фигурантом в организации нападения на полковника Моргачева.
На свободе оставался только Шайхав Гаджиев, который оказался проворнее своих подельников и успел скрыться от следствия. Но уголовное дело все еще оставалось открытым, пока не осужден последний фигурант. И вот, то ли совесть заела Шайхава, то ли добрые люди подсказал, но он явился с повинной в дагестанскую полицию и выразил готовность дать финальные показания.
По приговору суда Ворошиловского района Шайхав Гаджиев получил шесть с половиной лет колонии строгого режима. Кроме того, он должен будет выплатить Сергею Моргачеву денежную компенсацию в один миллион рублей.
Александр ОЛЕНЕВ.