Опубликовано распоряжение главы администрации Ростова-на-Дону, которое отменяет постановление от 2014 года о планировке территории первой линии Ростовского метрополитена. Таким образом поставлен окончательный крест на строительстве в южной столице собственной подземки. Напомним историю вопроса.
О необходимости строительства метрополитена в Ростове говорили давно. Город перегружен транспортом, и единственным способом улучшить транспортное сообщение остается подземка. Это признавали, да и сейчас признают многие эксперты.
В 2007 году правительством России была принята «Концепция развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2020 года». В нее вошли десять российских городов, в том числе и Ростов, которым обещали выделить значительные средства из федерального бюджета.
Подготовительные работы продолжались на протяжении нескольких лет. Были проведены геологическая разведка, исследование грунтов на пути прокладки тоннеля, разработано технико-экономическое обоснование, определены основные параметры строительства. В 2008 году в структуре городской администрации было создано отдельное Управление «Метро Ростова», которое занималось этими вопросами.
В проекте значились четыре подземные линии общей протяженностью около 80 километров. Первая ветка должна была пройти с запада на восток, от улицы Малиновского до площади Карла Маркса (это 14,3 километра). Это направление было выбрано прежде всего потому, что метродепо запроектировали рядом с Левенцовкой в Западном жилом массиве. Были определены восемь станций на этой линии, из них три глубокого залегания (до 49 метров под землей). По предварительным расчетам, ростовская подземка могла ежедневно осуществлять до 400 тысяч пассажироперевозок и выйти на рентабельность.
Стоимость строительства первой линии составляла 76,6 миллиарда рублей (в ценах 2013 года). Расчет был полностью на федеральное финансирование. Проект поддержал губернатор Василий Голубев, не раз подчеркивавший его важность не только для Ростова, но и для всего донского региона.
Работы планировали начать в 2014 году. В 2020 году первую подземную линию должны были ввести в эксплуатацию. Но этого не произошло. Почему же?
Одной из главных причин эксперты называют экономический спад в результате первой волны антироссийских санкций. Война на Донбассе, возвращение Крыма, начало строительства стратегически важного моста на полуостров. В федеральном бюджете попросту не осталось денег на ростовский метрополитен.
Ситуация, что называется, «зависла». Проекту не говорили ни «да», ни «нет», однако Управление «Метро Ростова» тихо упразднили. И все-таки к этой теме несколько раз возвращались. До определенного времени стенд с проектом Ростовского метрополитена экспонировался на различных экономических форумах, но потом и это перестали делать.
В декабре 2021 года правительственная комиссия одобрила Ростовской области инженерный кредит в 15 миллиардов рублей на строительство «легкого метро». Губернатор Василий Голубев тогда заявил, что классическое подземное метро в Ростове не получило экономического обоснования, а для «легкого метро» нужно сначала модернизировать всю систему транспорта.
В рамках транспортного форума в Москве глава региона подписал соглашение с компанией «Синара» о модернизации трамвайной сети. Так вместо метро в Ростове стали проектировать линии будущего скоростного трамвая. Цена вопроса — 62 миллиарда рублей (напомним, что строительство подземной линии оценивалось в 76 миллиардов).
«Точкой невозврата» стало решение о передаче под застройку земельного участка в начале улицы Большой Садовой. Это единственное место, где метропуть мог уйти под землю. Если здесь построят новые высотки, для метро просто не останется места.
И вот — подпись главы городской администрации стала последним ударом по крышке гроба проекта под названием «Ростовский метрополитен».
Александр ОЛЕНЕВ.