В Донской государственной публичной библиотеке открылась отчетная 23-я выставка Ростовского регионального отделения Творческого союза художников России. Более сотни живописцев, ваятелей, фотографов представили свои произведения на суд ростовской публики.
Презентация выставки в Ростове — это всегда оживленно и весело. Встречи давних друзей и знакомых, рукопожатия, объятья, поцелуи… Поздоровавшись и раскланявшись со всеми, посетитель начинает неторопливый осмотр экспозиции. Знаток это делает не торопясь: пройдя первый раз по кругу и оценив представленное в целом, он возвращается к тому, что сразу приметил,и приступает к детальному осмотру. Если повезет и рядом окажется автор произведения, то он подробно расскажет о творческом замысле и о том, как он воплощен в жизнь.
Ростовчанка Светлана Букке (одна из самых ее известных работ — скульптурное изображение «Солнечного клоуна» Олега Попова, установленное на проспекте Буденновском, возле здания Ростовского цирка) представила на этой выставке фигуру сатирика Михаила Жванецкого. Мих Мих стоит в знакомой всем телезрителям позе ,очки спущены на нос, на лице саркастическая улыбка… «Как живой!» — восклицают зрители. Неужели это та самая композиция, которую никак не откроют в Ростове-на-Дону?
Светлана Букке подтвердила, что готовила это произведение, а также еще один вариант скульптуры, для того, чтобы в качестве памятника установить в нашем городе. Напомним, что открытие памятника должно было состояться 6 марта этого года на улице Пушкинской, в день рождения Жванецкого. Но церемонию перенесли на неопределенный срок без объяснения причин (неофициально их связывают с началом как раз в те дни известных каждому событий), а потом московский заказчик отверг ростовскую скульптуру.
Сейчас на ростовском литейном заводе братьев Костевых отлит памятник работы другого автора. Его фамилию и облик самой скульптуры держат в строгой тайне. А мы пока можем лицезреть на выставке тот вариант памятника Жванецкому, который мог бы появиться в Ростове.
Рядом со Жванецким — скульптуры двух дам в старинных платьях и с замысловатыми прическами, которые украшены моделями парусников. Художник-декоратор Анна Реппу объясняет концепцию: мол, эти фигуры олицетворяют «град Петра» с его каналами, адмиралтейским шпилем и разводными мостами. Алые паруса стали одним из символов Санкт-Петербурга, что также отразила в своей работе ростовская художница.
Питерская тема отчетливо читается на ростовской выставке, поскольку она совмещена с художественным проектом «Петра наследие храним!», посвященном 350-летию со дня рождения российского императора. К примеру, это работа Евгении Поступаль «Петра и Павла крепость над Невой», написанная в нынешнем году специально для проекта.
-Работая над полотном, я решила выделить яркими красками очертания крепости, — рассказывает художница. — Это оплот, защита и опора остальной России, которая кроется вдали за Невой, в снежной мгле. Смысловой контент в том, что военная крепость — не грубое солдафонство, а живой одухотворенный объект, который в случае необходимости стеной встанет на защиту Отечества.
Приверженец классического стиля в живописи Петр Жайворонский представил на выставке портрет Петра ВеликогоI, а также картину «Флагман Балтийского флота — линейный корабль «Ингерманланд». Написана она основательно, со знанием исторических деталей. Красиво, познавательно, патриотично.
Историческую тему продолжает полотно Елены Мартенс «Голуби на Львином мосту». Именно ее и выделили среди других произведений известные ростовские краеведы Георгий Багдыков и Оксана Мордовина.
Творческий союз художников России возник в свое время благодаря бунтарскому духу группы живописцев и ваятелей, работавших в Ростове-на-Дону,и не имевших поддержки как со стороны административных органов города и области, так и со стороны официального Союза художников. Инициативная группа во главе со скульптором Анатолием Скнариным обратилась в Академию художеств России за поддержкой. Оттуда получили рекомендации и пакет документов, необходимых для создания региональной организации, статус которой приравнивается к статусу Союза художников России. Первая выставка нового творческого объединения состоялась в 2000-м, и с тех пор они проходят ежегодно.
На сегодняшний день ростовская организация ТСХ России объединяет художников разных направлений, работающих в таких жанрах, как живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, арт-фото, новейшие течения современного искусства. Многие мастера работают над выполнением социально значимых объектов, создают произведения высокой художественной ценности. Члены Союза преподают в детских художественных школах, училищах, высших учебных заведениях.
Одна из таких преподавателей — Вера Шепилова, которую хорошо знают воспитанные ею молодые художники. Но Вера Анатольевна — не только теоретик. Она плодотворно работает в жанре батика (это рисунок красками на ткани), у нее потрясающие композиции. На выставке она представила работу «Зов квазара». Квазары — самые яркие объекты во Вселенной, активные ядра галактик на начальном этапе развития. Дальнейшее может вообразить зритель — насколько хватит фантазии.
А вот Светлана Корчагина экспериментирует не с объектами Вселенной, а с более близкими и понятными овощами, ягодами и фруктами. На выставке она представила триптих «Круговорот природы в мелочах». Вроде бы типичные натюрморты: стручки красного перца, горка луковиц, разрезанный арбуз… Но художница придала обычным дарам земли дополнительный смысл. Среди стручков перца — и совсем молодые, сочные и дерзкие, и старый ссохшийся экземпляр. Круговорот жизни не остановить — вот о чем хотела напомнить художница.
Донская государственная публичная библиотека не первый год сотрудничает с Творческим союзом художников. Отчетная выставка расположилась сразу на двух этажах «публички». Представлены работы самых разных жанров. Разумеется, здесь много живописи, но есть и декоративно-прикладное искусство, фотокартины, графика. И произведения мэтров, и новые имена ярких талантов.
Композиция Светланы Чумаченко из двух кукол под названием «Курортный роман» показалась очень забавной Георгию Багдыкову. Гротескные фигуры женщины и мужчины, которые тянутся друг к другу, заставляют улыбнуться и начать мечтать об отпуске.
Дмитрий Артемьев — новичок на выставках ТСХ. Его листы черно-белой графики привлекают внимание тем, что смысловое содержание полифонично и может трактоваться как угодно. Автор этих строк разглядел на картинке самурая, торжествующего победу. «Пусть это будет самурай, раз вы его увидели», — просто улыбнулся художник.
Очень многие произведения на выставке связаны с Ростовом, с донским краем, его богатой историей, с узнаваемыми местами и людьми. Они запечатлены не только на картинах. Так, благодаря мастеру Николаю Шевкунову, в Ростове высочайшего уровня достигло медальерное искусство. На выставке Николай Федорович продемонстрировал проект медали Алексея Береста и медаль с портретом известного ученого и барда Виктора Берковского.
Можно с уверенностью сказать, что каждая отчетная выставка ТСХ становится заметным событием в культурной жизни Ростова-на-Дону. Именно это отметили в своих выступлениях на открытии выставки председатель творческого объединения Юрий Шевченко и многие гости.
Отчетная выставка ТСХ оставляет прекрасное впечатление. Это еще одно убедительное доказательство того, что на Дону много по-настоящему одаренных художников, а изобразительное искусство В Ростове развивается, достигая все новых высот.
Выставка работает в Донской государственной публичной библиотеке( на улице Пушкинской, 175А ) до 25 августа. Вход свободный. Выберите время, чтобы ее посетить!
Александр ОЛЕНЕВ.