Сегодня в социальном приюте «Донская обитель» живет человек, посвятивший себя редкому ремеслу – переплету и реставрации старинных книг. А его собственная биография вполне могла бы послужить сюжетом для романа.
Александр Константинов неразлучен с книгами с четырех лет — с тех пор, как научился читать. Позже папа купил сыну набор «Юный переплетчик», и Саша увлеченно принялся за дело. Первым изданием, над которым потрудился 12-летний мастер, стал роман Джона Толкина. Вместо клеевого переплета мальчик сделал прошитый, вместо мягкой обложки – твердую.
После школы юноша надолго оставил свое увлечение. Работал, женился. К книгам вернулся в непростой период жизни – после развода. В тридцать лет, в возрасте Христа, как говорит Александр Николаевич, он начал ремонтировать и переплетать издания для друзей и знакомых. А когда стал посещать мужской монастырь, настоятель попросил его привести в порядок церковные книги конца 16 — начала 17 века. Мастер был заворожен их неповторимой красотой. Он начал изучать историю книги, в том числе старообрядческой, особенности ее письма и переплета. Александр не только восстанавливал, но и тиражировал старинные издания: набирал тексты церковно-славянским шрифтом, потом распечатывал. Тем самым давал книгам вторую жизнь. Среди таких раритетов, например, молитвенник 1634 года, изданный еще при первом Романове.
В то время переплетчик жил с матерью, держал небольшую мастерскую. К нему поступало много заказов, ведь в своей работе он старался максимально приблизить старообрядческую книгу к первоначальному виду. Но в один день все изменилось.
— Я был на похоронах мамы, когда позвонили соседи и сказали, что дом горит. Вернувшись, увидел пепелище. Сгорели все вещи, книги, инструменты. Погибли три моих кошки. Как объяснили пожарные, в доме нагрелась печная труба и начала тлеть кровля. Вот так в один день у меня случилось два несчастья, — вспоминает Александр Николаевич. — Первое время я жил у двоюродной сестры. Но на ее плечах лежала забота о дочери и матери-инвалиде. Я не хотел их стеснять и при первой же возможности снял жилье..
Позже Александр Николаевич отправился из родного Якутска на юг – в старробрядческую церковь в Адлере. Жил в вагончике, который приспособил под мастерскую, реставрировал богослужебные книги.
Однажды ему позвонил знакомый и пригласил в Ростов, обещал помочь с работой и жильем. На попутной машине мастер прибыл в наш город, но друг его так и не встретил. На звонки не отвечал. Можно сказать, что книжных дел мастер попал в переплет.
— Я человек спокойный, но тут меня охватила паника. Куда идти в незнакомом городе? Стал расспрашивать горожан, где ближайшая церковь. Так пришел в кафедральный собор, — рассказал А.Н. Константинов.
В судьбе Александра Николаевича приняли участие сестры милосердия, волонтеры, а также руководитель социального отдела Ростовской епархии иерей Евгений Осяк. Попавшему в беду человеку предоставили кров в приюте «Донская обитель» на подворье храма Покрова Пресвятой Богородицы. Выделили просторную комнату для жилья и работы. И она не заставила себя ждать — сотрудники храма попросили починить потрепанный молитвослов, который добрые люди передали для беженцев вместе с гуманитарной помощью. Мастер радостью сделал добротный кожаный переплет с золочением. Он хотел, чтобы книга долго прослужила новому владельцу, который, как и он сам, остался без дома.
Сейчас Александр Николаевич трудится сторожем на автостоянке. Заработанные деньги тратит на материалы для переплета. И продолжает заниматься любимым делом на радость себе и людям.
Ранее мы сообщали, что Ростовская епархия ежедневно выдает помощь беженцам на полтора миллиона рублей. Вещи и продукты поступают в наш город из разных регионов страны от неравнодушных людей
Мария ГИЧЕНКО.
Комментарии