В России наступила новая экономическая реальность. За новостями о ходе военной операции в Украине это пока не все понимают, однако это так. Dоnnews.ru продолжает рассказывать, как ослабление рубля и беспрецедентные санкции могут сказаться на экономике Ростовской области. На этот раз — дорожная отрасль. Рассказать о том, в какой ситуации оказались подрядные организации, работающие по региональным и муниципальным контрактам, на условиях анонимности согласился руководитель одной из таких компаний.
Цены на стройматериалы
По его словам, проблемы начались ещё в прошлом году. Речь о резком росте цен на строительные материалы, в первую очередь металл и битум. В итоге разница между фактической и прописанной в контракте ценой достигала двух раз. И если цены на металл в прошлом году пошли вниз, то стоимость битума как была высокой, так и остаётся.
При этом сейчас говорят о новом скачке цен на битум. Производят его на нефтегазовом оборудовании, в России оно всё иностранного производства. Оно одним из первых попало под санкции, и теперь его поставки в Россию из Европы и США запрещены. То же и с запчастями. Если какой-то узел выйдет из строя, то починить его будет невозможно. Китайские детали не подойдут. Есть азиатские аналоги нефтегазового оборудования, но его закупка, поставка и запуск займут время. А битум нужен прямо сейчас, чтобы выполнять действующие контракты.
Что касается остальных материалов, то стоимость цемента по сравнению с прошлым годом также выросла вдвое. Цены на щебень выросли от 30% до 100%.
— Рост цен был и без всей этой истории {имеется в виду военная операция в Украине. — Dоnnews.ru}, — говорит собеседник агентства. — Но теперь все поставщики требуют полной предоплаты, хотя раньше давали рассрочку платежа вплоть до 90 дней. Просто потому, что никто не знает, что будет завтра.
Кредиты
Ещё одна большая проблема — кредиты. Дело в том, что только федеральные госконтракты предполагают авансовые платежи. Контракты на ремонт и содержание региональных и межмуниципальных дорог оплачиваются полностью только по факту выполненных работ. То есть чтобы начать работы, надо взять кредит — на ремонт техники, закупку стройматериалов и так далее. Но одно дело, когда кредитную линию открывают под 5-6%, а другое — когда предлагают взять деньги под 30%, как сейчас.
— На уровне региона и мы, и коллеги будем обращаться, чтобы ввести авансирование хотя бы по тем контрактам, которые были выиграны в этом году или сейчас готовятся. Потому что по таким ставкам брать кредит — самоубийство, — говорит собеседник агентства.
Техника
Никаких запретов на поставки в Россию строительной техники ещё не было. Однако некоторые автомобильные производители уже объявили о приостановке своей работы в стране и отгрузки сюда её товаров. Например, Volvo. Именно этой марки весь парк строительной техники у «Донаэродорстрой» — компании, которая хоть и является московской, но имеет ростовские корни. Кроме того, она много работает в Ростовской области. К примеру, буквально недавно ей достался контракт почти на 9 млрд рублей на ремонт крупного участка трассы М4 «Дон» для дальнейшего его платного использования.
Вообще, у дорожников из отечественной техники разве что грузовые автомобили — «Камазы». Есть ещё белорусские «МАЗы». Асфальтоукладчики, фрезы, бульдозеры и так далее — всё это европейское или американское. Часть техники в лизинге, но собственники, к счастью, отечественные. Однако проблему ремонта вышедшей из строя техники это не отменяет.
— К примеру, недавно поехали делать поверку на 3D-грейдере. И один из датчиков вышел из строя. Тут теперь только руками развести — был у нас 3D-грейдер, а стал просто грейдер, — рассказывает собеседник агентства.
Несмотря на отсутствие прямого запрета на поставку в Россию запчастей к строительной технике, их сейчас не отгружают.
— Ничего заказать не можем. Поставщики разводят руками и говорят, что не могут ничего поделать. Даже по тем поставкам, за которые мы уже заплатили. Возможно, будут искать какие-то новые каналы поставок, через страны, которые не принимали санкции, — говорит собеседник агентства.
Что в итоге?
В самом худшем случае дорожные работы в Ростовской области могут вообще встать. Ещё один вариант — возвращаться к дедовским методам работы.
— Когда-то сдирали же асфальтобетонное покрытие чем угодно, только не фрезой. А если асфальтоукладчики перестанут работать, то можно вернуться к какой-то древней технике. Качество работ будет соответствующее, — говорит собеседник агентства.
Нужная техника, конечно, есть в Китае, в Южной Корее. Но уйдёт какое-то время, чтобы её заказать. Это с учётом того, что за ней сейчас может выстроиться очередь, и не факт, что все смогут быстро закрыть свои потребности. А действующих контрактов много, и их надо выполнять. Кредиты, напомним, снова стали неподъёмными.