В конце прошлого года в Госдуму РФ был внесён проект закона об изменении Налогового кодекса. Предлагается предоставить налоговым органам право после составления акта камеральной проверки или после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки принимать предварительные обеспечительные меры.
Бизнес к такой идее отнёсся ожидаемо негативно. Чтобы выслушать все стороны и попытаться найти компромисс, комитет Заксобрания Ростовской области по экономике провёл круглый стол, в котором приняли участие как должностные лица регионального УФНС, так и представители всех крупнейших предпринимательских сообществ.
О чём речь?
По словам главы комитета Заксобрания по экономике Игоря Буракова, обсуждаемые изменения в Налоговом кодексе предполагают наделение налоговой службы новым полномочием: в случае появления подозрения, что у налогоплательщика есть недоплата по налогам, налоговая служба будет вправе накладывать обеспечительные меры на его имущество. А именно — запретить отчуждать (передавать в залог) имущество компании или индивидуального предпринимателя без согласия налогового органа.
Бизнес выступает против этой новации, полагая, что только в суде может быть доказано, что компания или предприниматель не доплатили налоги. Иными словами, должна сохраняться презумпция невиновности.
— С другой стороны, — говорит Бураков, — есть взгляд налоговой службы, которая полагает, что надо предпринять дополнительные усилия, чтобы исключить возможность уклонения от уплаты налогов.
Позиция бизнеса
По словам председателя ростовского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Аркадия Гершмана, налоговой службе предлагается разрешить применять обеспечительные меры сразу после принятия решения о выездной проверке. И это вызывает наибольшее непонимание у бизнеса.
— То есть ещё нет самой проверки, ничья вина не доказана. Есть лишь решение о выезде проверки. Нарушается презумпция невиновности, — уверен он.
Кроме того, в новом законопроекте говорится, что обеспечительные меры будут накладываться в том случае, если сумма налога, уплаченного предприятием, слишком сильно отличается от того, что уплачивалось в среднем по отрасли.
— Это напоминает анекдот про среднюю температуру по палате, — иронизирует Гершман. — К примеру, у ТЦ «Горизонт» арендные платежи одни, а в торговых центрах Шахт — совсем другие. Как тут применять понятие «средняя по отрасли»?
Как говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светлана Абдулазизова, изменения в Налоговый кодекс несут для предпринимателей и репутационные риски.
— Как только на сайте налоговой появится информацию о том, что ФНС начала не просто проверку, а наложила ограничения, то, понятное дело, с таким поставщиком или подрядчиком ни одна компания не захочет работать. Это важный момент, который не поддаётся оценке в рублях. Но ущерб от этого может быть в итоге больше, чем сами налоговые обеспечения.
Кроме того, сетует она, в стране пока так получается, что предприниматель всегда не прав. При этом ответственность налоговых органов за ошибочные подозрения в неуплате налогов никак не прописывается.
— Бизнес может понести репутационный и финансовый ущерб, а какую ответственность будет нести налоговая, если она наложила обременение, а результаты проверки не подтвердились? В законе об этом ни слова, — говорит Абдулазизова.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза добавил, что каких-то кардинальных изменений обсуждаемые поправки в Налоговом кодексе не привнесут. Просто потому, что предприниматель и без них совсем не защищён.
— Нормы, которые не позволяли правоохранительным органам возбуждать уголовное дело до окончания разбирательств по налоговым проверкам, отменены. Обращения бизнеса, когда налоговая проверка ещё идёт, а по её мотивам уже возбуждается уголовное дело, — есть. Так что при необходимости государство имеет возможность доставить неприятности бизнесу.
Общее же мнение бизнеса таково — предлагаемые поправки надо в идеале отклонить. Или хотя бы отложить рассмотрение этого вопроса до лучших времён, так как в условиях беспрецедентных санкций со стороны стран Запада бизнес надо поддержать и дать больше свободы.
Позиция налоговиков
По словам заместителя руководителя УФНС по Ростовской области Дмитрия Шмелёва, налоговые органы могут накладывать обеспечительные меры в отношении определённых активов налогоплательщиков уже лет десять как.
— Мало того, эти меры налоговый орган применяет не единично, в масштабах России уже насчитываются десятки тысяч случаев. И чаще всего предприниматели таких мер просто не замечают. Поэтому сейчас мы говорим не о какой-то принципиально новой возможности для нас, — пояснил Шмелёв.
Он добавил, что если планируемые изменения в Налоговом кодексе примерить к работе УФНС по Ростовской области за 2021 год, то получаются следующие цифры: в регионе порядка 210-220 тысяч хозяйствующих субъектов, в прошлом году выездные проверки проводились в отношении 114 из них и в отношении порядка 40 из них могла бы в теории быть применена мера о наложении обеспечительных мер.
— Из этих оставшихся 40 хозяйствующих субъектов в подавляющем большинстве ограничительные меры были бы приняты в отношении нескольких принадлежащих им транспортных средств, не больше, — заверил Шмелёв.
Он добавил, что налогоплательщик, который имеет высокую финансовую устойчивость и активы, которые с лихвой покрывают предполагаемую неуплату налогов, также не подпадает под действие предлагаемых изменений в Налоговый кодекс.
— Наложение ограничительных мер не имеет каких-то двояких толкований. Оно будет происходить при существенном отклонении у компании налоговой нагрузки от среднеотраслевой. Это не какие-то предположения о нарушениях, не фантазии налоговых инспекторов, это строгая сверка нашего плательщика с его соседями по отрасли, — говорит замначальника УФНС по Ростовской области.
Госдуму попросят ещё раз подумать
По словам Игоря Буракова, задача Законодательного собрания попытаться найти компромисс между позициями бизнеса и налоговиков.
— Мы исходим из того, что подавляющее большинство налогоплательщиков — добросовестные и настраивать законодательство таким образом, чтобы оно стало ещё жёстче по отношению к бизнесу из-за действий немногочисленных мошенников наверное не стоит. Особенно в текущий момент, — говорит депутат.
Он отметил, что на минувшей неделе президент Владимир Путин на встрече с бизнесом заявил, что одним из ответов на вводимые санкции будут послабления для предпринимателей.
— Поэтому мы полагаем, что возможно стоит эти поправки в Налоговый кодекс как минимум отложить и доработать с учётом замечаний бизнеса. Потому что у налоговиков есть достаточно рычагов, чтобы добиваться уплаты всех положенных налогов. Есть и правоохранительные органы. У нас достаточно строгая налоговая система и дальнейшее её ужесточение нецелесообразно, особенно в текущей ситуации, — говорит Бураков.
Глава комитета по экономике заключил, что предложение о том, чтобы отложить либо отменить принятие изменений в Налоговый кодекс будут подготовлены Законодательным собранием и направлены в Госдуму.