Остановка ипотечного рынка, дефицит электроники и засилье китайского автопрома

2022-02-28 18:06:51

Из-за военной операции, которую Россия проводит прямо сейчас в Украине, в отношении нашей страны введены беспрецедентные по своей жёсткости санкции. Да, существенная их часть касается конкретных людей и компаний, имеющих отношение к военно-промышленному комплексу. Однако многие решения, принятых в Евросоюзе, США и ряде других стран, скажутся самым непосредственным образом практически на каждом жителе России в целом и Ростовской области в частности. Рассказываем, какие отрасли пострадают сильнее всего и на какие товары может возникнуть дефицит.

Рынок ипотеки встал, за ним остановится строительство

Утром 28 февраля Центральный банк России объявил о повышении ключевой ставки сразу с 9,5% до 20%. Этот рекордный скачок призван удержать курс рубля. При этом курс доллара уже «болтает» от исторически максимальных значений до 95-98 рублей.

Что вообще такое ключевая ставка? Это тот минимальный процент, под который ЦБ РФ выдаёт кредиты коммерческим банкам. Соответственно, их ставки должны быть ещё выше, чтобы не работать в убыток. Для понимания: ещё вчера ключевая ставка была 9,5%, а ставки по ипотеке у многих ключевых банков начинались уже с двузначных чисел. В ситуации, когда ключевая ставка составляет 20%, можно ожидать, что ипотечный рынок просто встанет. Сложно себе представить, что кто-то без совсем уж веских причин согласится брать жильё по таким условиям.

Как пишет ЦИАН, на этом фоне многие банки либо приостановили выдачу ипотеки, либо пересматривают условия по уже одобренным заявкам. Естественно не в пользу заёмщиков. Если замрёт ипотека, то остановится и строительство. А это, с учётом всех связанных с ним производств, оставит без работы десятки тысяч человек.

В сфере неипотечного кредитования ситуация не лучше. Бизнес и раньше постоянно жаловался на плохие условия кредитования, теперь же они и вовсе могут оказаться неподъёмными. Это уже приведёт к существенному сокращению объёма частных инвестиций.

При этом бояться пересмотра условий по уже взятым кредитам и ипотеке не стоит. Банки по закону не могут менять условия в одностороннем порядке, если такая возможность не прописана в договоре. В случае с ипотекой такое условие часто включалось в кредиты с плавающей процентной ставкой, однако их в последние годы выдавалось крайне мало.

«Никаких изменений по действующим потребительским и ипотечным кредитам Сбербанк не вводит», — заявили dоnnews.ru в пресс-службе кредитного учреждения.

Примерно тоже самое заявили и в ВТБ:

«По всем ранее выданным кредитам все условия, в том числе — процентные ставки, сохраняются без изменений, как они прописаны в договорах с клиентами. Это требование законодательства, которое распространяется на все банки нашей страны».

Бытовая техника будет, электроника — не факт

Введённые США санкции предполагают ограничить доступ России к передовым технологиям. Санкции, пишет Forbes, коснутся экспорта полупроводников, телеком-оборудования, электронных компонентов и других важных технологических элементов. При этом торговать с Россией не смогут даже третьи страны, которые производят товары с использованием американских технологий и оборудования.

Далее поставлять в Россию обширный список высокотехнологичной продукции, в частности системы связи, электронику, полупроводники, авиационные и космические компоненты запретил и ЕС. К европейским санкциям присоединились Тайвань и Южная Корея.

Что это означает? С одной стороны, производство бытовой техники дешёвого и среднего сегмента давно локализовано в России (тот же завод Indesit и Hotpoint-Ariston в Липецке). С другой, конечные собственники этих предприятий — всё равно европейские и американские компании. И смогут ли они в том или ином виде сохранить российские «дочки» — пока неясно.

Есть и чисто российские производства (к примеру, холодильники «Бирюса»), или хотя бы белорусские (бытовая техника марки Gefest). На крайний случай есть условно российские бренды, под которыми продаются noname-товары разных азиатских производителей. Самый яркий пример — DEXP, собственный бренд сети DNS, под которым продаётся полный ассортимент продукции — от розеток до телевизоров. Другой вопрос, что к качеству всей этой продукции зачастую возникают вопросы.

А вот с электроникой всё плохо. Пока что от Министерства торговли США есть пояснение, что санкции не коснутся потребительского сектора. Иными словами, поставлять компьютерные комплектующие, мобильные телефоны и прочую электронику в Россию можно, но только для индивидуального использования обычными потребителями. А вот для чиновников, руководителей госСМИ, предприятий, связанных с оборонкой, и прочих подсанкционных предприятий — нельзя.

При этом документ об американских санкциях вступает в силу лишь с 3 марта, однако компании AMD и Intel уже приостановили отгрузку микропроцессоров в России. И запретили это делать своим китайским партнёрам, пишет РБК. Рынок компьютерных процессоров, напомним, поделён между двумя этими производителями. Чем-то иным заменить процессоры Intel и AMD просто невозможно. Недавно на этот рынок вышла Apple, но компания, как известно, также американская. Да и чипы она пока делает только для своих устройств. На российские «Эльбрусы» надежды также нет, чипы для них делает тайваньская TSMC. И от сотрудничества с российскими компаниями, пишет «Интерфакс», этот крупнейший мировой производитель полупроводников уже отказался.

В итоге из магазинов электроника и бытовая техника не пропадёт, может разве что сократиться ассортимент. А вот цены уже сильно выросли и, скорее всего, будут расти дальше. Не только из-за угрозы дефицита, но и из-за серьёзного ослабления рубля.

Приехали

Большие проблемы и не самые радужные перспективы и у автомобильного рынка. Многие мировые производители уже заявили об остановке поставок в России как новых машин, так и запчастей.

Сейчас список компаний, которые заявили об этом, выглядит так: Land Rover, Jaguar, Chevrolet, Opel, Peugeot, Citroёn, Renault, Mercedes, BMW, Audi, Skoda, Volkswagen, Porsche. Volkswagen Group объявила об остановке своего завода в Калуге.

Казалось бы, остаётся сверхпопулярная в России «Лада». Однако завод принадлежит французской Renault Group, а «Весты» собираются по большей части из импортных запчастей. Так что объявление, что с 28 февраля «АвтоВаз» останавливает все свои производственные линии, — не сюрприз.

Kia и Hyundai — южнокорейские бренды. Их производство локализовано под Санкт-Петербургом, однако Южная Корея, более чем вероятно, последует примеру остального мира.

Япония (Nissan, Toyota, Mitsubishi, Mazda, Subaru и так далее) пока также официально не ограничивала поставки машин и запчастей в Россию. 25 февраля лишь прошла информация, что из-за волатильности российской валюты остановлен импорт подержанных автомобилей из Японии. Но и тут надежды мало. 28 февраля премьер-министр Страны восходящего солнца объявил о введении санкций в отношении ЦБ РФ, а значит, и закрыть поставки автомобилей решимости у Японии хватит.

В итоге у России из иномарок остаются только «китайцы» — Geely, Great Wall, Haval, Refine, Jac, Saic, Maxus и многие другие марки. Подавляющее большинство из них на российских дорогах пока не встретить. Но, судя по всему, это лишь пока.

Катастрофа для гражданской авиации

По подсчётам РБК, более 80% самолётов российских гражданских авиакомпаний — иностранного производства. При этом речь идёт о технике всего двух компаний — европейской Airbus и американской Boeing. Евросоюз из-за проведения Россией военной операции в Украине уже запретил поставки в нашу страну как самолётов, так и запчастей к ним. США, как и Boeing, на этот счёт пока молчат. Однако с большей долей вероятности исход будет тот же — запрет на поставку американских самолётов и запчастей к ним.

Есть российский «Суперджет». Но этих самолётов, во-первых, достаточно мало (около 40), во-вторых, они лишь условно отечественные, так как на 70% состоят из импортных деталей. Наконец, в третьих — это ближнемагистральный самолёт, его дальность — 1000—2500 километров. То есть далеко на нём не улететь даже в пределах России. К слову, авиапарк базового перевозчика ростовского аэропорта Платов компании «Азимут» полностью состоит из самолётов «Сухой Суперджет 100». В 2019 году сообщалось о планах купить также Airbus 220, однако этого так и не произошло.

При этом, как рассказал «Московскому комсомольцу» авиаэксперт Роман Гусаров, пока не до конца ясно, что именно имел в виду Евросоюз, накладывая санкции на гражданскую авиацию.

«Если речь идёт о самолётах, зарегистрированных в Евросоюзе, то, значит, у нас существует возможность перерегистрировать их в другой юрисдикции. Если речь идёт о европейских лизинговых компаниях — владельцах наших самолётов, значит, их можно им отдать и взять у других лизинговых компаний. То есть сменить владельца самолётов. А если имеются в виду конкретно самолёты фирмы Airbus, то в этом случае вариант только один: самолёты действительно подлежат возврату. В первых двух вариантах мы можем решить проблемы и летать дальше», — пояснил он.

Надо опять же понимать, что подавляющее большинство самолётов (более 55%) находятся у российских авиакомпаний не в собственности, а взяты в лизинг. То есть их владельцы находятся за пределами России, а авиакомпании взяли самолёты, чтобы попользоваться.

И, как стало известно утром 28 февраля, в Стамбуле арестовали Boeing 737 российского лоукостера «Победа». Борт взят в лизинг у ирландской компании, и теперь она его, как и ещё два самолёта «Победы», отозвала.

По данным российских telegram-каналов, тот же «Аэрофлот» не планирует возвращать самолёты, заявляя о готовности их выкупить. Решение якобы «принято на самом верху». Однако официального подтверждения этой информации нет.

При этом, говорит в беседе с «Новыми известиями» ещё один авиационный эксперт Вадим Лукашевич, проблема даже не столько в самолётах, сколько в запчастях.

«Каркас самолёта, металлическая конструкция имеет ресурс 30-40 тысяч часов и может летать 30-40 лет, 20-30 тысяч циклов. Ресурс даётся на количество лётных часов и на количество циклов — взлёт-посадка. Это тридцать-сорок лет эксплуатации. Но двигатели надо менять чаще. Нужно чаще менять приборы и так далее. Вы купили машину. Она может ездить много лет, но раз в год ей необходимо делать ТО, менять масло, колодки, ремни, свечи. Так же и с самолётами. Есть элементы, которые очень быстро изнашиваются. Фактически, если нет нормальных запчастей, мы остались без авиации. Это первая серьёзная санкция против нашей гражданской авиации», — говорит он.

Он добавляет, что в этих условиях воздушный флот останется только у правительства России и Минобороны. Для обычных граждан — только поезда.

«Для гражданской авиации это катастрофа. В этой области у нас нет «импортозамещения». Своих адекватных самолётов у нас просто нет! Гражданской авиации не на чем летать. Связь между Москвой и Владивостоком для нас с вами будет только железнодорожная», — заявляет Лукашевич.

Наши сиюминутные проблемы

Если коротко, то все санкции якобы ожидаемы и Россия к ним готова. Так, по словам постпреда России при Евросоюзе Владимира Чижова, «мы выживем, мы умеем рассчитывать риски и справляться с последствиями любых возможных санкций».

Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил ТАСС, что Россия сейчас гораздо лучше подготовлена к санкциям, чем в 2014 году, и ситуация в промышленности управляемая.

«За последние восемь лет в стране развернулась масштабная программа импортозамещения. Что в том числе позволило предприятиям выработать подходы, как противостоять санкциям», — отметил он и пообещал, что власти не будут жалеть сил и средств для поддержки отечественных производителей.

На первый план сейчас выходят долгосрочные последствия новый санкций, говорит глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников.

«Основная цель их вполне очевидна — это сдержать развитие российской экономики», — уверен он.

Наконец, стоит вспомнить и спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко, которая заявила, что можно, конечно, думать о каких-то своих сиюминутных проблемах и трудностях, которые возникнут из-за санкций, но не думать о безопасности своей страны — недопустимо.