Техническое задание проекта по разработке схемы развития городской ливневой канализации, разработанное властями Ростова, оказалось ниже всякой критики, сообщил donnews.ru депутат регионального Заксобрания Сергей Замиховский. По его словам, из-за некомпетенции разработчика в техзадании опущен целый ряд важнейших критериев, игнорирование которых неминуемо приведёт к тому, что модернизация ливнёвки провалится, а десятки миллиардов рублей потратят зря.
Поручение губернатора
В июле 2020 года губернатор Василий Голубев на совещании, посвящённом проблеме ростовских ливнёвок, поручил муниципальным властям подготовиться к их грандиозной реконструкции. Замглавы администрации Ростова Андрей Дикун ответил Голубеву, что город планирует развивать сети ливневой канализации в четыре этапа.
На первом из них нужно обеспечить отвод поверхностных вод с Малиновского путём строительства коллектора общей протяжённостью 5,4 км с диаметром до 2,5 метров на участке от железнодорожного путепровода до Всесоюзной со строительством очистных сооружений и сбросом очищенных стоков в Мёртвый Донец.
На 2-м этапе планируется построить коллектор диаметром 1,6 метра вдоль железнодорожных путей северо-западной промзоны протяжённостью 4,4 км и шесть второстепенных коллекторов диаметром 0,4 метра и общей протяжённостью 6,2 км.
При этом 3-м и 4-м этапами планируется строительство сетей дождевой канализации диаметром 0,8 метра по Доватора от Мадояна до коллектора вдоль железнодорожных путей протяжённостью 4,4 км.
Общая протяжённость коллекторов, строительство которых планируется на всех этапах, составляет 42,7 км. Администрация также предложила построить несколько коллекторов в центре Ростова, который также затапливает при сильных ливнях.
Глава администрации Ростова Алексей Логвиненко пообещал губернатору, что проектирование первого этапа системы ливневой канализации города получится завершить к концу 2021 года, после чего можно уже начать строительство.
Как собаке пятая нога
Разработкой технического задания стратегически важного для города проекта занялся департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения.
Депутат Заксобрания региона Сергей Замиховский рассказал donnews.ru, что в ноябре текущего года техническое задание на проект реконструкции левнёвой канализации стали рассылать по ростовским компаниям, занимающимся инженерным проектированием, для определения возможной стоимости работ. Одна из таких организаций переслала этот документ Замиховскому и его коллегам.
Парламентарий заявил, что ему не составило особого труда разобраться в нюансах техзадания — он имеет два высших строительных образования, а также глубоко разбирается в создании электронных картографических баз данных и разработке геоинформационных систем. Изучив задание, депутат Замиховский испытал шок.
— Мы со специалистами обнаружили зашкаливающее количество ляпов. Судя по тому, что составили в департаменте автодорог, эти люди совершенно некомпетентны в том, что им поручили. Такое техзадание не выдерживает критики, — сказал депутат.
Вообще, за эксплуатацию ливнёвок в Ростове отвечает муниципальное специализированное унитарное предприятие по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений (МСУП по РС и ЭИС). Проблема в том, что сейчас оно находится в стадии банкротства и фактически не исполняет свои функции.
— Вероятно поэтому власти решили привлечь к разработке техзадания департамент автодорог, хотя им эта нагрузка нужна так же, как собаке пятая нога. Наверное, в администрации города подумали, что раз ливнёвки местами проходят под магистралями, то дорожники должны ими заниматься, — предположил Замиховский.
Проблема № 1: экология и безопасность
Первая претензия состоит в том, что разработанный вариант техзадания для ливнёвок совершенно не учитывает природоохранное законодательство, говорит депутат.
— С одной стороны, там есть перечень неких документов, которые нужно якобы соблюдать, но по сути, это обо всём и ни о чём. Например, обойдён вниманием важный пункт о том, что локальные очистные сооружения и точки сброса ливнёвых стоков нельзя размещать в местах водозабора. Представьте, что будет, если на очистных сооружениях вдруг случится авария и неочищенные стоки попадут в городской водопровод, — сказал Сергей Замиховский.
Он добавил, что ещё необходимо проработать предельно допустимые объёмы сброса стоков в городские водоёмы, чтобы не допустить их затопления, а также размытия гидротехнических сооружений при обильных осадках. В техзадании об этом ни слова.
Проблема № 2: гостайна и секретные сведения
Вторая претензия, по словам Замиховского, точно не позволит составить качественное задание для проекта реконструкции сети ливнёвок. Дело в том, что в департамент автодорог не стал прописывать в исходных материалах закрытую часть данных для подрядчика, которые относятся к государственной тайне — без них проект не сделать.
— В Генеральном плане Ростова есть раздел с инженерной инфраструктурой, где имеется информация о водоснабжении и водоотведении. Проблема в том, что эта часть Генплана имеет гриф «совершенно секретно», поскольку содержит стратегически важные сведение об особенностях водоснабжения города. Департамент автодорог обошёл вниманием эти данные и не стал включать их в техзадание, но это огромная ошибка. Если при реконструкции ливнёвая канализация не будет синхронизирована с системой водоснабжения, которая секретна, то коллапса не избежать, — считает Замиховский.
Кроме того, для построения гидравлической модели сети необходима информация об отметках дна лотка и поверхности земли, которая содержится на топографических планах масштаба 1:500. Топографическая съёмка такого масштаба тоже попадает под гриф «совершенно секретно», поскольку аналогично раскрывает расположение и технические характеристики всего комплекса объектов жизнеобеспечения города.
Вышеуказанное необходимо учитывать при формировании обязательных требований к разработчику проекта реконструкции ливнёвок, уверен Сергей Замиховский.
— У подрядчика должна быть лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. А сейчас получается, что в «осторожном» варианте техзадания нет ключевых данных. Это делает невозможным качественное выполнение работ по контракту, — говорит он.
Проблема № 3: гидрогеологическая
В техзадании отсутствуют работы по построению топографической карты рельефа для водосборных бассейнов Ростова и созданию гидрологической модели, описывающей трансформацию дождевых осадков в поверхностный сток.
— Отсутствие данных работ говорит о том, что при составлении техзадания не была учтена специфика градоустройства, а именно схема реконструкции и развития ливневой канализации, предусматривающая разделение территории города на водосборные бассейны и оценку их взаимного влияния, — пояснил депутат ЗСРО.
Проблема № 4: инспекционная
Получение объективных исходных данных для разработки схемы ливневой канализации требует обязательной инвентаризации и технического обследования систем ливневой канализации, рассказал Сергей Замиховский. Однако в составленном чиновниками мэрии техзадании этого нет.
— Я не понимаю, как можно было составить задание, в котором не прописали телеинспекцию — это исследование внутреннего состояния труб с помощью роботов, оснащённых видеокамерами. Такая инспекция позволяет выявить засорение колодцев, заиливание трубопроводов, недостаточную собирающую и пропускную способность системы, отсутствие локальных очистных сооружений, наличие бесхозяйных объектов и несанкционированных врезок в сети канализации, — перечислил депутат.
Он подчеркнул, что результаты технического обследования являются основой для разработки схемы отведения поверхностных вод города, игнорировать это нельзя.
Сроки горят — готовится аукцион
Сергей Замиховский рассказал и о том, что департамент автодорог катастрофически не укладывается в дедлайн, установленный Логвиненко. Техническое задание проекта ливнёвки, по его словам, должно было быть разработано ещё к 15 сентября, а 1 ноября уже необходимо было провести конкурс по определению подрядчика. При этом контракт с исполнителем работ требовалось заключить до 15 ноября, а готовый проект от подрядчика в ростовской администрации ждут до 17 декабря 2022 года.
— Очевидно, что сроки горят. Поэтому, насколько мне известно, департамент автодорог намерен выставлять проект разработки схемы ливнёвок не на конкурс,а на аукцион, что позволит быстрее определить победителя, — говорит Замиховский.
Он уверен, что данная процедура в этой ситуации точно не подходит, потому что аукционы «хороши для покупки гвоздей и кирпичей», но не для определения компании, которой предстоит проектировать такой масштабный и сложный проект.
Что случится, если проект ливнёвок разработают по такому техзаданию?
Если такое техзадание утвердят, то и проект ливнёвки разработают по нему тоже неадекватный, считает Сергей Замиховский. А это с высокой долей вероятности приведёт к тому, что конкурс на реконструкцию системы ливневой канализации выиграет подрядчик, не обладающий достаточной квалификацией для этой работы.
— Всё идёт к тому, что кто-то будет 15 лет заниматься реализацией криво составленного проекта. Губернатор говорил, что инвестиции в реконструкцию ливнёвки в Ростове составят порядка 40 млрд рублей. Получается, что сейчас делают всё, чтобы в прямом смысле закопать эти деньги в землю, — резюмирует депутат.
Что можно сделать, чтобы не допустить такого исхода?
За содержание ливневой сети, как считает Замиховский, должна отвечать либо муниципальная организация, либо концессионер.
— В первом случае всё понятно — городская администрация выделяет деньги на содержание такой организации из бюджета. Второй вариант интереснее и, как мне кажется, эффективнее. Инвестор приходит и смотрит, что уже есть в городе, что нужно построить и сколько это потребует денег, какой может быть тариф на оказание услуг и так далее. После этого модернизирует ливнёвку и начинает её эксплуатацию. Однако, чтобы пришёл концессионер, необходим внятный и качественно составленный проект реконструкции ливнёвки. Если же проект сделают «на коленке», то никакой нормальный инвестор такие огромные деньги в него вкладывать, естественно, не будет, — поделился своей точкой зрения парламентарий.
Чтобы этого избежать, департамент автодорог должен переделать плохое техзадание, включив в него недостающие элементы. Замиховский советует чиновникам не стесняться просить помощи компаний, занимающихся инженерным проектированием.
— Нормальное задание может составить и департамент, но для этого ему нужно получить обратную связь от участников рынка — рассказать им, что планируется такая вот работа, попросить помочь с составлением техзадания. Уверен, что многие организации откликнутся на этот запрос, направят им свои предложения, — сказал он.
Также депутат ЗСРО уверен, что аукцион тоже нужно заметить на стандартную конкурсную процедуру, к которой допустят только квалифицированных подрядчиков.