С 20 января 2021 года в России началась маркировка молочной продукции, но пока она проходит в добровольном порядке. Обязательной она станет с 1 июня — для сыров и мороженого, с 1 сентября — для молочных продуктов со сроком годности более 40 суток и с 1 декабря — со сроком годности 40 суток и менее. Фермерам, самостоятельно продающим свой продукцию, дана отсрочка до 1 декабря 2022 года. На выездном совещании Совета Федерации производители из Ростовской области, которые уже успели поучаствовать в эксперименте, выступили против введения маркировки из-за больших затрат, которые приведут к удорожанию.
Напомним, что закон о национальной цифровой маркировке товаров вступил в силу в 2019 году. В целях борьбы с контрафактом каждому товару присваивается уникальный QR-код или штрих-код, с помощью которого можно посмотреть, где и кем произведён товар, его срок годности и так далее. При продаже товара на онлайн-кассе система не позволит реализовать контрафакт. Уже введена обязательная маркировка лекарственных препаратов, меховых изделий и табака. При этом затраты на введение маркировки полностью ложатся на производителя: он должен закупить оборудование для маркировки, приобрести систему печати кодов и далее платить за них каждый месяц.
Осваивать маркировку молочной продукции первыми стали производители сыров и мороженого. Министр сельского хозяйства Ростовской области Константин Рачаловский на совещании рассказал, что выпуском сыров в регионе занимаются 17 предприятий, мороженого — 10 компаний. Из них, по его словам, только три предприятия частично приобрели оборудование — это «Проксима» (выпускающее 70% местного мороженого), молочный завод «Орловский» и завод плавленых сыров.
— 8 компаний заказали или определили поставщиков, которые предоставят оборудование в апреле-мае, остальные находятся в стадии принятия решений о способе нанесения маркировки, — сообщил Рачаловский.
Впечатлениями от эксперимента по внедрению маркировки поделился заместитель президента компании «Проксима» Александр Лабунец. Он заявил, что результат оказался неутешительным и в целом введение обязательной маркировки мороженого пока преждевременно. По его словам, причина в том, что в прошлом году прибыль предприятия упала на 96%. Денег и так нет, а теперь нужно ещё платить за маркировку.
— Наши затраты на системы печати кодов маркировки, их считывания, передачу необходимых отчётов составили 21,5 миллиона рублей, а затраты на приобретение кодов для маркировки будут составлять ориентировочно 12,5 миллионов рублей в месяц. Наши отпускные цены, по самым консервативным оценкам, вырастут от 3,5% до 20% в зависимости от типа фасовки мороженного, — заявил Лабунец.
Кроме этого, продолжил Лабунец, старт маркировки для мороженщиков намечен на 1 июня, как раз в самый разгар сезона. По его словам, если в системе произойдут технические сбои, которые уже случаются регулярно, то компания может потерпеть значительные убытки.
Генеральный директор Ростовского завода плавленых сырков Юрий Каракащян солидарен с коллегой в расчёте затрат на маркировку. По его словам, он вынужден будет взять кредит, чтобы внедрить эту новацию на своём небольшом предприятии. Выход он видит один — помощь от государства в виде субсидий.
Добавим, что сейчас Ростовская область возмещает компаниям 35% понесённых затрат на покупку необходимого оборудования. Что же касается федеральной господдержки, то этот вопрос только рассматривается. По оценкам Минсельхоза России, молочной отрасли потребуется более 8,6 миллиардов рублей, чтобы возместить производителям затраты на покупку оборудования для нанесения и считывания кодов.
Готовым к внедрению маркировки оказался только Семикаракорский сыродельный комбинат. Как рассказала заместитель гендиректора предприятия Анна Фомина, почти 80% их продукции уже ввели в систему маркировки. Поставка оборудования начнётся в начале апреля, и к 1 июня предприятие будет полностью готово.
Как бы производители ни выступали против маркировки, они вынуждены будут с ней смириться. По словам сенатора от Ростовской области Андрея Яцкина, отменять и переносить её точно никто не будет. А те компании, которые не успеют внедрить маркировку, с 1 июня не смогут поставлять свою продукцию в магазины.