Ханума (РГМТ)

Начало: 11.09.2022
Заканчивается: 27.09.2022

Категория: Театр

Место: Ростовский государственный Музыкальный театр

Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 134

Цена билета: от 1000 до 1500

Начало 11.09.2022 в 19:00

Однако спектакль увидел свет в известном нам виде далеко не сразу. Его история началась в далеком 1882 году, когда Авксентий Цагарели сочинил одноименную пьесу для бенефиса своей жены – грузинской актрисы Нато Габуния. Именно она пригласила на премьеру ансамбль народных инструментов, под аккомпанемент которого блестяще исполнила грузинский танец «лекури» и произвела настоящий фурор. О «Хануме» заговорила вся Грузия.

Авксентий Антонович Цагарели (1857–1902) – грузинский драматург, режиссер и актер, антерпренер.

Учился в духовной семинарии. С раннего детства проявил любовь к грузинскому театру.

В 1878 году появилась первая бытовая пьеса Цагарели – «Другие нынче времена», тепло встреченная публикой и прессой. Поэтическое дарование и юмор проявились еще ярче в последовавших за тем пьесах: «Ханума» (1882), «Майко», «Цимбирели» (1886), «Сваха», «Байкуш», «Грузинка-мать», «С чем приедешь, с тем уедешь» (1902) и других.

Перевел для грузинского театра около 20 русских пьес. Также перу Цагарели принадлежат интересные воспоминания о грузинском театре (1899).

Вследствие материальной необеспеченности писатель всю жизнь вынужден был служить на Закавказской железной дороге начальником станции.

Зная близко грузино-армянскую жизнь, Цагарели сумел очень живо воплотить на сцене реальные, типичные характеры людей из тифлисской простонародной среды. Творчество писателя высоко ценил А. Н. Островский.

За свою более чем 130-летнюю историю пьеса с блеском выдержала множество постановок не только в Грузии, но и в России. Необычайная популярность водевиля Цагарели привела к тому, что с развитием кино в Грузии его экранизировали одним из первых – в 1924 году. Эта 70-минутная немая лента почти полностью повторяла сюжет оригинального произведения с той лишь разницей, что вместо героев текст на грузинском читал диктор. Помимо этого, пьеса послужила источником вдохновения для создания оперы «Кето и Котэ», написанной в 1919 году композитором Виктором Долидзе, а в 1948 году был создан знаменитый одноименный фильм с музыкой Арчила Кереселидзе. Стоит отметить, что лента снималась в двух вариантах: на грузинском и на русском языках. Кроме того, в экранизацию добавили больше песен и народных танцев, от чего картина только выиграла.

Но настоящим хитом «Ханума» стала в 1972 году, когда свою версию русского текста написали известные комедиографы Борис Рацер и Владимир Константинов. Они значительно обновили текст пьесы XIX века и дополнили его стихами Григория Орбелиани. Атмосферу старого грузинского города воссоздали на сцене с помощью декораций художника Иосифа Сумбаташвили. А музыка с национальными мотивами, написанная грузинским композитором Гией Канчели, добавила спектаклю особое очарование. Созданный в том же году Георгием Товстоноговым спектакль стал одной из самых популярных постановок Большого драматического театра Ленинграда и выдержал более 300 представлений. Корифеи БДТ – Людмила Макарова, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик, Николай Трофимов, Вадим Медведев и другие – купались в этом незатейливом материале, как в теплых водах Куры, омывающей берега Тифлиса.

Ошеломительный успех спектакля способствовал тому, что через 6 лет была снята его телеверсия с участием тех же легендарных артистов. Так появилась двухсерийная комедия «Ханума», которая и сегодня пользуется колоссальной зрительской любовью…

Вот так благодаря известности водевиля Цагарели, многочисленным спектаклям и кинокартинам, снятым по его мотивам, синонимом к слову «сваха» для многих давно стало имя главной героини – Ханума.