Прокуратура сообщает

2021-04-21 12:36:51
Потерпевший по коррупционным уголовным делам

Потерпевший как участник уголовного процесса находится в группе участников судопроизводства со стороны обвинения, которые выполняют функцию обвинения в уголовном процессе.

В целях защиты своих интересов потерпевший наделен обширным кругом прав как на предварительном следствии, так и в ходе судебного разбирательства, которые перечислены в ст.42 УПК РФ, в том числе ему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением. Гражданский иск в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий предъявляется прокурором.

Имеются исключения в признании потерпевшим по уголовным делам о взятках.

Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, которые активно способствовали раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении которых имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, не означает отсутствия в их действиях состава преступления. Поэтому такие лица не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

Если должностное лицо путем обмана или злоупотребления доверием получило ценности за совершение в интересах дающего или иных лиц действий (бездействие) либо за способствование таким действиям, которые оно не может осуществить ввиду отсутствия соответствующих служебных полномочий или должностного положения, содеянное следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Владелец переданных ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп. При этом такое лицо не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение этих ценностей, а также на возмещение вреда в случае их утраты (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»).

***

Установлена ли ответственность за загрязнение воздуха при эксплуатации неисправных транспортных средств?

Ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещено производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание загрязняющих веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 установлен запрет на эксплуатацию транспортного средства, содержание вредных веществ в отработавших газах которого и их дымность превышают величины, установленные ГОСТ Р 52033-2003 и ГОСТ Р 52160-2003.

Эксплуатация гражданами автомобилей, мотоциклов или других механических транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации, влечет привлечение к административной ответственности по статье 8.23. КоАП РФ (предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей).

Статьей 8.22. КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах.

***

Ответственность за управление автомобилем с нечитаемыми номерами

Транспортное средство (далее - ТС) допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете. На всех автомобилях и прицепах к ним на предусмотренных для этого местах должны быть установлены регистрационные знаки.

Административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. предусмотрена за управление ТС с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками (ГРЗ) (ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ).

ГРЗ признается нечитаемым, когда с расстояния 20 м не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего знака (в частности, в связи с неисправностью штатных фонарей освещения), а в светлое время суток - хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего знака. ГРЗ признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством о техническом регулировании (например, нарушена целостность покрытия знака).

При привлечении к ответственности за управление ТС, на котором ГРЗ установлены с нарушением требований государственного стандарта, определенных к их установке на ТС, следует учитывать, что исключением являются нарушения, связанные с местом установки таких знаков (например, способ крепления ГРЗ не соответствует установленным требованиям).

Административная ответственность в виде штрафа в размере 5 000 руб. или лишения права управления ТС на срок от одного до 3 месяцев предусмотрена за управление ТС (ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ): 1) без ГРЗ (в т.ч. без одного из них); 2) без установленных на предусмотренных для этого местах ГРЗ (в т.ч., только одного из них); 3) с ГРЗ, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих их идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть (в том числе только одного из них). При этом включаются случаи, когда на момент остановки ТС такие устройства или материалы не применялись для видоизменения или сокрытия знаков.

Видоизмененным является выданный на данное ТС знак, в который были внесены изменения, искажающие нанесенные на него символы либо один из них (например, путем заклеивания), либо способ установки препятствует его прочтению и идентификации (в частности, путем переворота пластины знака).

В качестве устройств или материалов, препятствующих идентификации знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть, могут расцениваться различные механизмы, приборы, приспособления и иное оборудование (шторки, электромагниты и т.п., в т.ч. и тогда, когда они не были приведены в действие в момент выявления правонарушения, однако позволяли водителю при совершении определенных действий видоизменить или скрыть знак), а также искусственные материалы (например, листы бумаги, картон) либо природные материалы (в частности, листва, грязь, снег), если визуальный осмотр ТС позволяет с очевидностью сделать вывод о том, что они нанесены с целью затруднения или невозможности идентификации знаков (например, загрязнение фрагмента знака не связано с погодными условиями или не обусловлено процессом движения, допускающим самозагрязнение).

Доказательством использования тех или иных устройств (материалов) в указанных целях может выступать, например, произведенная уполномоченным должностным лицом в ходе выявления правонарушения видеозапись (фотографии), которая приобщается к материалам дела об административном правонарушении и подлежит оценке по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

***

Физические лица получат вычет по НДФЛ на физкультуру с 2022 года

Федеральным законом от 5 апреля 2021 г. N 88-ФЗ в ст. 219 НК РФ внесена поправка о предоставлении нового социального налогового вычета по НДФЛ на физкультурно-оздоровительные услуги.

Физическое лицо сможет получить налоговый вычет в сумме, уплаченной им за счет собственных средств в налоговом периоде за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные ему, его детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет физкультурно-спортивными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности. В совокупности с другими социальными налоговыми вычетами он не может превысить 120 тыс. руб. за год (это соответствует 15 600 руб. налога).

Перечень видов физкультурно-оздоровительных услуг, за которые можно получить вычет, утвердит Правительство Российской Федерации. А перечень физкульторганизаций (ИП) будет ежегодно формировать (в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ) Минспорт России на основании данных, представляемых субъектами РФ, и направлять в ФНС не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду.

Для получения спортвычета физлицу нужно будет представить документы, подтверждающие его фактические расходы на оплату физкультурно-оздоровительных услуг, а именно копии договора на их оказание и чека ККТ.

Новый социальный вычет можно будет получить у работодателя - так же, как вычеты на лечение и образование.

Закон вступит в силу 1 января 2022 года.

***

Предпринимателей поддержат субсидиями за трудоустройство безработных граждан

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 № 362 утверждены Правила предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан.

Целью предоставления субсидий является частичная компенсация затрат работодателя на выплату заработной платы работникам из числа трудоустроенных безработных граждан, которые отвечают следующим критериям:
Предоставление субсидий работодателям осуществляется ФСС РФ за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Фонда из федерального бюджета.

Также условием предоставления субсидии является включение работодателя в реестр для предоставления субсидий.

Условиями для включения работодателя в реестр определенны пунктом 5 Правил. Так, например, работодатель может быть включен в реестр, если работодатель зарегистрирован до 1 января 2021 года и не имеет долгов перед бюджетом и своими работниками, трудоустройство осуществляется на условиях полного рабочего дня с учетом режима рабочего времени, выплата заработной платы не ниже величины МРОТ, не реализовано право на льготное кредитование.

Субсидия будет равна трём МРОТ, увеличенным на районный коэффициент, сумму страховых взносов и количество трудоустроенных граждан. При этом первый платеж работодатель получит через месяц после трудоустройства безработного, второй - через три месяца, третий - через шесть месяцев.

Постановление вступило в силу 22.03.2021 г.

Помощник прокурора г. Прохладного
Е.В. Самохвалова