Зима не спешит вступать в свои права на севере Казахстана, и кажется, что уже даже Деды Морозы осваивают тропический климат. В Ботаническом саду Петропавловска открылась выставка, где представлено больше сотни старинных и современных «дедушек», а также советская ёлочная игрушка. Здесь можно не только посмотреть, какие раньше были интересные новогодние атрибуты, но и окунуться в прошлое. Каждый посетитель обязательно найдёт здесь что-то знакомое из детства. И от таких воспоминаний на душе станет тепло и уютно, сообщает Петропавловск.news.

Тематические выставки к праздникам давно стали доброй традицией Ботанического сада. В этом году вниманию посетителей представляют советские стеклянные игрушки из коллекции сада и Дедов Морозов из частной коллекции цветовода-озеленителя Анны Ляшенко.

— У нас подгорой был большой дом. Ёлка и игрушки казались огромными. Помню сильный мороз, треск печи и сосну под потолок. В детстве всё казалось большим — и дом, и ёлка, и игрушки. Эти воспоминания дают теплоту. Мы стараемся её сохранять, — говорит руководитель Ботанического сада Артур Рязапов.

Эти стеклянные игрушки из коллекции Ботанического сада, которые здесь годами собирали буквально по крупицам.

«У нас такая же висела на ёлке!» — говорят люди, останавливаясь перед игрушками в виде шишек, часиков, домиков, стеклянных фонариков и смешных зверушек.

Они словно говорят своим видом: время идёт, многое меняется, но новогодняя магия — остаётся.

130 Дедов Морозов: частная коллекция, открытая для посетителей

Анна Ляшенко представляет свою коллекцию Дедов Морозов уже второй раз. В этом году она решила расширить экспозицию открытками, картонажными гирляндами, фонариками, которые производили в разные годы прошлого века. Здесь же есть детские маски, мишура, конфетти — такие вещи уже не увидишь в современных домах и магазинах. Ими украшали ёлки разве что представители старшего поколения.

— У меня больше 130 Дедов Морозов, и ещё жду поступление 15. Деды Морозы мне нравятся все, — говорит Анна.
Каких только «дедушек» тут нет: из пластика, резины, пенопласта, картона, ваты, папье-маше, прессованных опилок. Самые старые — украинские, которые начали выпускать ещё в начале 30-х годов.

Коллекцию Анна собирала несколько лет. Для коллекционеров существуют специальные каталоги, где есть фотографии и информация о игрушках разных лет выпуска. В интернете — группы, где можно обмениваться экземплярами или покупать их.

От свалки до витрины: как старым игрушкам возвращают жизнь

Одна из самых необычных историй связана с Дедом Морозом, которого Анна нашла… на мусорной куче.

— Шла с почты, смотрю — лежит куча строительного мусора, и из неё… торчат ноги. Меня прямо потянуло туда. Достаю — а это Дед Мороз. Он был в ужасном состоянии, буквально рассыпался в руках. Фигурка из прессованных опилок, так что если бы прошёл хороший дождь — всё, конец. Я его отреставрировала, покрасила, и сейчас он занимает достойное место в моей коллекции, — вспоминает она.

Глядя на фотографию «до» и «после», трудно поверить, что это один и тот же экземпляр. Так было со многими игрушками: Анна их реставрирует и уверена, что почти любую можно вернуть к жизни. Даже если нет руки или ноги — всегда можно найти «донорскую» запчасть.

А вот этого большого Деда Мороза из пенопласта Анне подарили жители Заречного посёлка. В прошлом году во время паводка Дед Мороз вместе с домами и вещами тоже ушёл под воду. Легко представить, в каком состоянии он был. Но Анна подарила ему вторую жизнь.

— Это был подарок девочке на 4-летие. Сегодня этой «девочке» уже больше 70 лет. Все это время Дед Мороз хранился в семье. В прошлом году она подарила его мне. За что ей огромное спасибо, — рассказывает Анна.

Его «напарница» — Снегурочка — приехала из Алматы. У неё была оторвана голова. Анна говорит, что это частая проблема именно у конкретного вида игрушки. Её тоже восстановили, и теперь она почти как новая.

— Самые интересные — белорусские Деды Морозы. Они очень добрые, похожи на богатырей или Дедушек Морозов из советских сказок. Сделаны из ваты, лицо — из прессованного картона. Его прижимали к форме прессом и вручную разрисовывали. Поэтому у каждого — свой характер. В них вкладывали душу. Сейчас игрушки делают машины — они красивые, но одинаковые, — говорит Анна.

Раритет с планеты «Новый год»

Есть в коллекции Анны солевой Дед Мороз, внутри которого вкручивается лампочка — он как бы даже «лечебный».

Вот эту игрушку 30-х годов недавно принёс мужчина. Она принадлежала его маме.

— Решил, что у нас ей самое место. Здесь она точно сохранится. А дети выбросят, не понимая её ценности, — говорит Анна.

А вот это верхушка для елки — 1930 года выпуска. Производили её ещё до войны на заводе «Москабель», который делал продукцию из медной проволоки. Это одно из первых советских предприятий, где начали выпускать ёлочные украшения. В 1928 году ёлки запретили как «буржуазный элемент», а разрешили только после 1935-го — но украшений не было. Тогда на некоторых предприятиях начали изготавливать игрушки из того, что было под рукой — в данном случае из проволоки. Помимо неё здесь выпускали мишуру, дождик и гирлянды. На выставке есть и медная мишура — потрёпанная временем, но сохранившая дух эпохи.
Есть здесь и германская ёлка. Сохранилась даже её оригинальная упаковка. У основания ёлки зажигаются свечи, тёплый воздух поднимается кверху и установленная там пластина начинает вращаться, звенят бубенцы. Настоящее чудо инженерии прошлого века. И это далеко не единственные игрушки из Германии — их на выставке представлено сразу несколько.

Интересно, что у каждой игрушки есть своя история. И о каждой из них Анна говорит с настоящей теплотой и любовью. И, пожалуй, из этих историй и воспоминаний и складывается наша жизнь.

Каждая игрушка здесь — как маленькая память о людях, которые жили до нас. О том, как они ждали праздник, верили в чудо, украшали елку, передавали традиции детям.

Атмосфера, которая возвращает в детство

Пока за окнами совсем не зимняя погода, здесь, среди ватных, бумажных, картонных, слегка потрепанных временем игрушек и Дедов Морозов, вдруг становится очень тихо, тепло и по-домашнему празднично.

Кто-то узнает «дедушку» с ватной бородой, который когда-то стоял под ёлкой у бабушки. Кто-то увидит стеклянного зайчика или шишку — и мгновенно вспомнит, как осторожно вешал её на нижние ветки, чтобы не уронить. А кто-то впервые за много лет окунется в детство и вспомнит то трепетное ожидание праздника, когда казалось, что чудеса действительно возможны и что Новый год обязательно принесёт что-то хорошее.

Выставка в Ботаническом саду дарит именно это ощущение — возвращение в прошлое, в атмосферу тепла, печного треска, мандаринов и ожидания чуда.

Она будет работать до середины января, так что все желающие успеют прийти, окунуться в детские воспоминания и поностальгировать.

PS: Кстати, недавно Ботанический сад посетил аким города Серик Мухамедиев и, конечно, заглянул на выставку. По словам Артура Рязапова, среди обилия «дедушек» глава города сразу узнал Деда Мороза из своего детства.

Евгения Кочевая

Сообщение успешно отправлено!
{{ errorText }}

Комментарии