Воровство в поездах существовало всегда. И в силу обстоятельств было очень распространённым: пассажиров обокрали на пути из одного города в другой — где искать вора? А может он вообще спрыгнул с поезда между станциями? Петропавловск.news уже писал о том, что в поезде Омск — Петропавловск в 1911 году был обокраден губернатор Акмолинской области Неверов. И конечно же он был не единственной жертвой железнодорожных воришек. В газете «Сибирская жизнь» за 1900 год описан случай, когда в поезде обокрали сразу четверых пассажиров в вагоне привилегированного II класса.

Описанный случай кражи в вагоне поезда, произошедшей в ночь на 2 февраля 1900 года, является примером типичного преступления на железных дорогах того времени. Подобные инциденты были распространены в конце XIX — начале XX веков, и их расследование часто осложнялось отсутствием свидетелей, вещественных доказательств и неэффективностью правоохранительных органов. На этом фоне полным безразличием выделялись работники железной дороги.

— Кража в вагоне. Своевременно в «Сиб. Ж.» уже сообщалось, что в ночь на 2-е февраля на товаро-пассажирском поезде, шедшем из Челябинска в Омск, между станциями Петропавловск и Медвежье в вагоне II класса совершена возмутительная кража. Заимствуем из другой газеты некоторые подробности о ней. Поезд из Петропавловска вышел около 12-ти часов ночи. Из числа четырех пассажиров, помещавшихся в вагоне II кл., трое во время отхода поезда еще не спали, но через полчаса все заснули крпким сном.

Около 5 часов утра первой проснулась нассажирка Н., которая обратила внимание, что висевшей перед глазами её на вешалке меховой жакетки нет. Она сейчас же разбудила пассажира К., заявляя о своей пропаже и спрашивая совета, что ей делать. В эту минуту послышались голоса: «А где моя шуба? Где мое платье, мой чемодан? Нас обокрали!.. Кондуктор , кондуктор! Сейчас же остановить поезд «… и т. д. Вошедшй обер-кондуктор А., как было видно по его лицу, ни мало не был удивлен происшедшим и выслушивал жалобу пассажиров совершенно безучастно; даже заметно было некоторое неудовольствие, что его тревожат таким заявлением и весьма неохотно согласился на просьбу заинтересованного в этом деле железнодорожного врача остановить поезд, чтобы телеграфировать о краже на ближайшие станции. При осмотре оказалось, что у купца С. украдены, кроме шубы, чемодан с вещами, где было четверо часов, кусок шелковой материи, белье и много других мелких вещей; а также пропал саквояж со счетами на несколько тысяч рублей. Самым же бесцеремонным образом оказался обокраденным железнодорожный врач: его положительно оставили в одном белье (даже сапоги с калошами унесли.

 Сибирская жизнь. 1900 год, выпуск №40.

 

В то время кражи на железных дорогах были распространены и принимали различные формы:
  • Кражи грузов: злоумышленники вскрывали вагоны, прорезая крыши или выбивая доски в обшивке, чтобы проникнуть внутрь.
  • Хищения в пассажирских вагонах: воры действовали во время движения поезда, используя различные уловки, например, прикрепляясь к дверям с помощью стремянок или прорезая отверстия в обшивке.
  • Мошенничество с документами: некоторые преступники подделывали накладные и ярлыки для хищения грузов.
Вагон совмещённых II и III классов.

В дореволюционное время вагонВ Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в 1891 г., отмечено:

— Пассажирские вагоны разделяются на три класса, различающиеся большею или меньшею роскошью отделки, степенью совершенства ходовой части вагона и зависящим от этого спокойствием движения, а также и числом мест для пассажиров… В пассажирских вагонах… в III, II и I классах — 40, 32 и 24 места. В особенно удобных вагонах первого класса, каковы так называемые пульмановские вагоны, — всего шесть отделений (купе) по четыре места в каждом… В пульмановских, так называемых салонных, вагонах имеются общие гостиные, столовые, читальня, буфет, кухня, ванные комнаты и прочие удобства, что дает возможность пользоваться быстрым движением без остановок на станциях. В таких вагонах каждый пассажир имеет свою постель.

Вагоны I класса окрашивали в синий цвет, II класса — в желтый, III класса — в зеленый.

Двухосный вагон II класса.

СПВС — спальный вагон прямого сообщения.

 

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск

Сообщение успешно отправлено!
{{ errorText }}

Комментарии