В Петропавловске ждут принятия дизайн-кода — документа, который наконец наведёт порядок в городской среде. Но ещё до введения правил власти обращают внимание: больше всего внешний вид города страдает именно из-за рекламы. Не только крупные баннеры и «кричащие» вывески, но и самые незаметные элементы — вплоть до стрелки «шиномонтаж», воткнутой в старую покрышку у обочины, — всё это реклама. А значит, за неё придётся платить налог, и в случае несоответствия — штраф, сообщает Петропавловск.news.
О том, на каком этапе создание дизайн-кода и почему процесс затянулся, рассказал аким Петропавловска Серик Мухамедиев во время встречи с журналистами.
Градоначальник напомнил, что разработку дизайн-кода начали ещё в 2022 году. При этом законодательных документов, правил и нормативов для его разработки не было. Поэтому в 2024 году к вопросу вернулись: договор с прежним исполнителем расторгли, сделали рекомендации, определили стоимость — 45 млн тенге. В итоге конкурс выиграла компания из Павлодара, которая приступила к работе за 37 млн тенге.
Но и здесь возникли сложности.
– В этой работе есть две ступени реализации: разработка нормативных документов и рекомендации, как сделать магистральные улицы. Я считаю, что к этой работе неправильно приступили сначала, так как начали делать всё вместе, – отметил Серик Мухамедиев.
После замечаний от депутатов и общественников разработчики сейчас исправляют документ. Аким уточнил, что главное — сначала получить чёткий нормативный акт.
– Мне как акиму сначала нужен нормативный документ, в котором прописано, какие регламенты должны соблюдать бизнес и государство при строительстве, при оформлении улиц и так далее. Этот документ уже почти полностью разработан. Думаю, в этом году мы постараемся принять его, чтобы уже в следующем году выставлять требования, — сказал градоначальник.
«Даже стрелка — реклама». Город утопает в нарушениях
Отдельный пласт проблемы — хаотичная реклама. В Петропавловске она буквально везде и часто оформлена с грубыми нарушениями.
– Люди должны понимать, что даже стрелка, которая указывает на шиномонтаж, расположенная вдоль проезжей части и воткнутая в резину, — это реклама. Соответственно, за такую рекламу будут брать налог, плюс выставят штраф за несоответствие дизайн-коду города, – подчеркнул аким.
Он привёл в пример здание ЦУМа, где на историческом объекте сегодня нет ни одного свободного окна — всё завешано названиями магазинов.
– Есть одно название — ЦУМ. Всё остальное — реклама. Если мы всё это уберём, будет совсем другой вид. Основная борьба с нового года будет направлена на оформление зданий и информационной продукции, – сказал он.
Оформление к Новому году: вопрос не к бюджету, а к бизнесу
Аким также коснулся темы праздничного оформления города и ещё раз подчеркнул: задача украсить свои объекты лежит на предпринимателях.
– Вообще это прерогатива бизнеса. Если каждый оформит свой объект, город уже будет выглядеть празднично. Обязанность государства – установить елки и разработать праздничные мероприятия, – сказал глава города.
Чтобы стимулировать предпринимателей к красивому оформлению, акимат готов выделить премиальный фонд.
– Думаю, что оформить свой бизнес не очень дорого. Мы в свою очередь будем предусматривать порядка 10 млн тенге на призовые. Кто будет хорошо оформлять — будем давать призы от 100 тысяч тенге и выше.
Почему не местные дизайнеры
Журналисты поинтересовались, почему работу по разработке дизайн-кода не доверили петропавловским компаниям — они лучше знают город, его историю и особенности.
На это аким ответил:
– Компания выиграла конкурс. Без этого никак. Тем не менее в обсуждении разработки кода будут принимать участие и общественники, и депутаты города, которые внесут необходимые замечания и предложения.
Евгения Кочевая
Комментарии