С 1 января 2026 года в Казахстане вступит в силу новый Налоговый кодекс, который предусматривает масштабное упрощение отчётности и снижение административной нагрузки на бизнес. Изменения направлены на то, чтобы сделать налоговую систему более понятной и прозрачной, сообщает Петропавловск.news.
О том, что изменится с введением нового налогового кодекса на брифинге региональной службы коммуникаций рассказала заместитель руководителя управления государственных доходов Петропавловска Оксана Краденова.
По её данным налоговая отчётность в целом сократится на 30%. Непредставление декларации в срок приравнивается к отчётности с нулевыми показателями, а административная ответственность за это отменяется. При небольших налоговых долгах — до 20 МРП — счета бизнеса блокироваться не будут. Камеральный контроль станет более предупредительным и нацеленным на профилактику ошибок.
Спикер отметила, что одно из главных новшеств — отмена обязательных расчётов текущих платежей по имущественным налогам. Теперь налогоплательщики смогут отчитываться один раз в год, на основании годовой декларации.
Для КПН порог по авансовым платежам увеличен почти вдвое — с 325 до 600 тысяч МРП, что позволит многим компаниям отказаться от ежеквартальных расчётов.
Изменения коснулись и транспортного налога. Для легковых автомобилей вводятся понижающие коэффициенты: машины от 10 до 20 лет будут облагаться с коэффициентом 0,7, а старше 20 лет — 0,5. Таким образом, владельцы старых автомобилей будут платить меньше.
В новом кодексе закреплены три специальных налоговых режима. Первый — для самозанятых, которые смогут легально работать без регистрации ИП и платить единый налог в размере 4% через мобильное приложение. Второй — для малого и среднего бизнеса, основанный на упрощённой декларации с предельным доходом до 600 тысяч МРП (около 2,6 млрд тенге) и ставкой 4%. Третий — для крестьянских хозяйств, где ставка составит 0,5% с оборота.
Евгения Кочевая