В рамках спецпроекта «Город сквозь века» мы вспоминаем, каким был транспорт областного центра – от первых вагонов и автобусов до троллейбусов, такси и маршруток, сообщает корреспондент Петропавловск.news.
История городского транспорта Петропавловска – это не просто цифры и маршруты, а история о том, как город учился быть мобильным.
От железнодорожной ветки к первым автобусам
Во время Великой Отечественной войны в Петропавловске была проложена железнодорожная ветка. Четыре вагона каждый час курсировали от вокзала по улице Красноармейской (ныне Букетова) до улицы Пушкина.
После войны паровоз постепенно уступил место автобусам. К 1960 году в городе уже действовало 9 автобусных маршрутов, и автобус стал основным видом транспорта.
Автобусы в 1990-е: 22 маршрута и сотни машин
К началу 1990-х годов автобусная сеть Петропавловска значительно выросла. Тысячи горожан ежедневно пользовались 22 автобусными маршрутами, 6 троллейбусными и 10 скоростными микроавтобусными линиями. В разные концы города пассажиров доставляли более 220 автобусов марок «ЛиАЗ-677», «Икарус-260», «Икарус-280» и 70 микроавтобусов РАФ.
Самым длинным автобусным маршрутом был № 12 (вокзал — аэропорт) протяжённостью 16,5 километров в оба конца. Немного короче был маршрут № 2 (Бензострой — Заречный) — 13,2 километра. Общая протяженность всех автобусных маршрутов в оба конца составляла 205 километров.
Работу транспорта контролировала диспетчерская служба по телефону. В начале 1990-х годов в городе появилась автоматическая система дистанционного управления (АСДУ-А), позволившая следить за движением автобусов на маршрутах – почти все маршруты в 3–4 точках находились под её контролем.
Эпоха троллейбусов: начало в 1971 году
Конец 1971 года стал особенным – на улицах Петропавловска появился первый троллейбус. С тех пор электротранспорт стал важной частью жизни города.
Спустя время протяжённость троллейбусных линий по 6 маршрутам в оба конца составляла 95 километров. По ним ежедневно курсировали более 60 троллейбусов марки ЗИУ-9. Самыми длинными маршрутами были № 5 (9,9 километра в один конец) и № 3 (9,3 километра). В 1986 году завершили строительство нового маршрута – до Новопавловки. Планировали строительство нового троллейбусного депо на 50 машин и реконструкцию парка, чтобы довести количество троллейбусов до 100 единиц.
Как начиналось троллейбусное движение
История троллейбусного движения началась официально 16 ноября 1971 года, когда приказом министерства транспорта Казахской ССР № 393 было создано троллейбусное управление. Тогда же для подготовки водителей в Омск отправили первую группу из 20 человек.
21 декабря 1971 года на маршрут № 1 – от завода ПЗТМ по улице Джамбула (ныне Жамбыла) до улицы Интернациональной – вышел первый троллейбус. За рулём во время экспериментальной проверки маршрута был водитель Александр Фисенко, а уже 25 декабря первый регулярный рейс вела водитель Надежда Конина.
Как изменилась система к 2011 году
По состоянию на 2011 год общая протяженность маршрутов по городу составляла 55,9 километра. В автопарке числились 43 троллейбуса, а штат насчитывал 340 сотрудников: работники подстанций, депо, администрации, кондукторы, контролёры и 80 водителей.
Ежедневно на улицы города выходили 36 троллейбусов по 4 маршрутам. В распоряжении предприятия находились 47 троллейбусов и 2 дуобуса, которые даже возили пассажиров до районного центра Бесколь.
Закат троллейбусной эры
Но эпоха электротранспорта в Петропавловске закончилась в 2014 году. В ноябре 2013 года с улиц города убрали сразу два маршрута – 4Т и 5Т – из-за нерентабельности предприятия. А с 1 июня 2014 года перестал выходить на линию и последний маршрут № 1.
Первое такси и маршрутки
Таксомоторный парк в Петропавловске был открыт в 1958 году. В первый год он насчитывал около 30 автомобилей «Победа». К 1989 году автопарк увеличился до 200 машин – «Волга» ГАЗ-24 и «Москвич». За сутки они перевозили более 6 тысяч пассажиров. В начале 1990-х годов в городе действовало более 22 стоянок легковых такси.
Большой популярностью у жителей города пользовались и маршрутные такси. К тому времени их было 10 маршрутов, на которых курсировали 25 микроавтобусов. Они обеспечивали надёжную связь с отдалёнными районами Петропавловска.
Материал подготовлен в рамках спецпроекта «Город сквозь века», где мы собираем историю Петропавловска — его улиц, зданий, людей и событий, которые формировали облик города на протяжении десятилетий.
Источник: книга Михаила Морозова «Петропавловск – северные ворота Казахстана».
Ольга Вайтович
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск
Комментарии