К 95-летию Евгения Сидоркина
Евгений Матвеевич Сидоркин (1930–1982) – известный художник-график, народный художник КазССР (1981), заслуженный деятель искусств (1965), лауреат Государственной премии им. Ч. Валиханова (1979), обладатель многочисленных международных премий, был членом Клуба лауреатов международных премий. Получил широкое признание в стране и за рубежом.
Родился в селе Лебяжьем Кировской области. Получил хорошее профессиональное образование – в Казанском художественном училище, в Рижской академии художеств, в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И Е. Репина (1957). В Казахстан приехал жить и работать с супругой-сокурсницей, знаменитой художницей и актрисой Гульфайрус Исмаиловой, после окончания ленинградского вуза в 1957 году. И сразу обратил внимание ценителей изобразительного искусства на свой талант, приняв участие в республиканской художественной выставке, где представил серию автолитографий к басням Сергея Михалкова. Стал активно изучать казахский фольклор, эпосы, быт и нравы, традиции и историческое прошлое казахского народа.
Он понял и прочувствовал национальный характер казахов в разных исторических ситуациях и умело передавал через картины героизм, бытовой юмор, пародию, все оттенки характера сказочных персонажей – смекалку, глупость, юмор, жадность. В 1958 году создал иллюстрации к казахским народным сказкам – серию цветных литографий «Веселые обманщики», получив широкое признание.
Через год появились яркие впечатляющие образы из серии «Казахский эпос», где использовалась техника гуаши. Художник, тонко уловивший национальный колорит при создании иллюстраций к казахским эпосам, восхитил художественный мир многих стран. Его иллюстрации к двухтомному «Казахскому эпосу» (1959–1962) – это мир волшебных сюжетных образов. За создание серий иллюстраций был удостоен бронзовой медали на международной книжной выставке в Лейпциге. В 1977 году был издан авторский альбом линогравюр «Казахский эпос» из 14 листов, в котором он написал: «Казахский народный эпос был и остается для меня любимым и неисчерпаемым источником творчества». В 2000 году – прекрасно оформленный перекидной календарь. Оформил цветное рельефное панно на мотивы произведений казахского эпоса в Доме-музее Мухтара Ауэзова в Алматы. Позже появилась серия автолитографий «Из тьмы веков», цикл литографий «Легенды степей (1971–79).
С увлеченностью работал над сериями станковых литографий «Казахские национальные игры» (1963) – он вспоминал: «Казахские национальные игры поразили меня своей смелостью и азартом. Причем, прежде всего я хотел подчеркнуть их вневременность, то есть то, что игры были двести лет тому назад, и они будут существовать всегда. Ведь народ любит азартные и смелые состязания. В них наиболее ярко проявляется его душа». Затем появилась серия «Конные спортивные игры» – оригинальные выразительные сцены в действии.
Мастерство художника проявилось и в книжной графике, где он показал свое видение образов и сюжетов. За иллюстрации к эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая» (1960) и серию автолитографий «Аксакалы» (1968) был удостоен Государственной премии имени Ч. Валиханова. К первому изданию романа художник работал в содружестве с автором и вспоминал: «Вместе с Мухтаром Омархановичем наметили узловые моменты будущих графических листов. Ему очень импонировала задумка сделать эти листы не буквально иллюстрированными, а в виде обобщенных образов». Своеобразный коллаж, где персонаж обрамлен сопутствующими образами, действиями. Прекрасное издание романа в двух томах (1977) содержит 18 иллюстраций, раскрывающих ключевые эпизоды, передающих языком графики основные нравы образов с их достоинствами, печалью, надменностью, трагизмом. Роман писателя-классика с автолитографиями Е. Сидоркина был включен в «Библиотеку мировой литературы».
Мастер книжной графики иллюстрировал литературные произведения: серия монументальных литографий «Читая Сакена Сейфуллина» (1965) удостоена золотой медали на международной выставке «Графика пяти континентов» в Лейпциге (1965), «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина (50 листов), «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, книги И. Есенберлина и другие; эпос «Кыз-Жибек» (Москва, 1975) – 14 картин и на суперобложке; эпос «Алпамыс батыр» (1979–80), «Киргизские сказки».
Он писал не только прошлое казахского народа, но и настоящее. Совместно с художником Н. Гаевым создал портреты Героев Советского Союза-казахстанцев, среди которых С.Луганский, Т. Бегельдинов, Т. Тохтаров, А. Молдагулова, М. Маметова, Н. Абдиров и др. Создал серию «Мои современники».
Символ Алматы – яблоки – также нашли свое отражение в творчестве Сидоркина. Литография «Алмаатинские яблоки» из серии «Мой Казахстан»/«На земле Казахстана» (1980), или «Мать с яблоками»/«Мать яблок»; также «Гостеприимство» («Яблоки Алма-Аты»). В 2006 году Нацбанк РК выпустил реверс памятной серебряной монеты номиналом 500 тенге с картиной Сидоркина «Яблоки Алма-Аты».
Художник проявил свое дарование и в области монументально-декоративного искусства: по его эскизам оформлены панно-эмблемы знаменитого катка Медео и Дворца спорта в Алматы, росписи, мозаики на фронтоне Казахского театра драмы имени М. Ауэзова, рельеф-мозаика на здании Республиканского музыкального училища (1967–70) совместно с Г.Далидерфером; композиция на фронтоне Казахского академического театра драмы имени М. Ауэзова (совместно с О. Богомоловым), фойе кинотеатра «Целинный», Дворцы культуры и др.
Оставил свой след и в театральном искусстве – оформил балет «Фрески» композитора Тимура Мынбаева, поставленный в ГАТОБ имени Абая по поэме Олжаса Сулейменова «Глиняная книга». Хореография и постановка Заурбека Райбаева (премьера состоялась в Малом театре оперы и балета в Ленинграде 9 июля 1981 года). Созвучие музыки, хореографии, декораций и сценических костюмов, созданных Е. Сидоркиным в спектакле, повествующем о древних событиях воинственных племен на территории Казахстана в VII веке до н.э., обеспечило успех в театральном мире.
Мастерством Сидоркина, его творчеством в разных изобразительных ипостасях – от героических образов исторических эпосов, персонажей народных сказок, иллюстраций писателей-классиков и поэтов, до юмора и гротеска в сатирических произведениях, восхищались деятели искусства и литературы, почитатели его таланта. Об его творчестве высказался и писатель-фронтовик Дмитрий Снегин:
«…Искусство как явление предполагает понимание тайны времени. Таким, остро чувствующим время, я узнаю Евгения Сидоркина и в его пронзительно-достоверных салтыково-щедринских листах, и в листах казахского периода. Об этих работах, полных экспрессии, нежности и гнева, доброй улыбки и беспощадной сатиры, подкупающего проникновения в душу казахского народа, знатоки писали немало исследований. И еще напишут. Меня в них поражает не только мощь и обаяние самобытного таланта, но и высокая гражданственность художника-интернационалиста. Он, Евгений Сидоркин, стоит в ряду тех, кто проложил пути современному казахскому изобразительному искусству к вершинам мировой культуры, вызвав у людей многих стран жгучий интерес к нашему Отечеству, к его сегодняшней истории и современной созидательной жизни казахов…».
Мне дважды довелось побывать в творческой мастерской талантливых художников, куда пригласили группу студентов после творческого вечера Евгения Сидоркина в КазГУ в конце шестидесятых годов, с ним была и Гульфайрус Исмаилова. В моей памяти он остался скромным, несколько смущённым, когда рассказывал об искусстве графики. Двери их мастерской были гостеприимно распахнуты для молодёжи не для саморекламы (оба были титулованными, известными деятелями культуры и искусства) – основной целью, уверена, было пробуждение в наших душах неисчерпаемого интереса к изобразительному искусству, приобщение к миру прекрасного. Первый раз посетили мастерскую 6 января 1967 года. Оба красивые, интеллигентные, по-человечески обаятельные, ненавязчиво, невычурно показывая свои картины, холсты с ещё незавершёнными портретами, увлекательно раскрывали творческий процесс своего созидательного труда, доброжелательно отвечая на все любопытные, порой наивные вопросы. Тогда же нам показали фрагмент большой картины, на котором была изображена Гульфайрус. Спустя десятилетия я увидела репродукцию целостной, завершённой картины, на которой была изображена вся семья художницы – сама Гульфайрус, Евгений Сидоркин и их сын Вадим. Картина называется «Семья художников» (1976). Это семейный портрет на фоне атрибутов, характеризующих их творчество, и как символ мира прекрасного – скульптурный портрет Нефертити. Евгений Матвеевич подарил мне буклет, посвященный его творчеству, и поставил автограф над картиной «Красавица» из серии «Читая Сакена Сейфуллина», также при нас взял небольшой лист бумаги и карандашом набросал небольшой портрет Абая, написав несколько строчек, к сожалению, он утерян.
Евгений Сидоркин был неустанным тружеником, влюбленным в творчество, торопился запечатлеть на листах прочитанные страницы из далекого прошлого и увиденного в настоящем. За 25 лет работы было проведено 14 персональных выставок, участие в различных конкурсах и выставках, десятки медалей, дипломов из разных стран. Его работы находятся в крупнейших музеях России, Европы, Америки, Азии. Он рано ушёл из жизни, но оставил после себя великолепные серии книжной графики, ассоциирующиеся с декоративным панно в стиле древнего скифского искусства.
Талантливый скульптор Тулеген Досмагамбетов, заслуженный деятель искусств Казахстана писал:
— Ярок и значителен творческий вклад Евгения Сидоркина в художественную культуру нашей республики. Глубоким обаянием пронизаны графические листы, посвященные сказкам, эпосу, быту. Евгений Матвеевич Сидоркин – один из крупнейших мастеров графики. В нем счастливо сочетаются высокий профессионализм, гражданская ответственность и художественный вкус человека большой культуры.
Фатима Оразбекова, педагог-ветеран, член Союза журналистов РК
Комментарии