Театральная Алма-Ата в годы войны была центром притяжения казахстанского искусства, рассказывает Петропавловск.news.
В годы Великой Отечественной войны в Алма-Ату и в другие областные центры были эвакуированы театральные коллективы и киностудии из Москвы и Ленинграда, из Украины и Белоруссии.
В Алма-Ату съехались артисты из нескольких драматических и оперных театров, а также коллективы «Мосфильма» и «Ленфильма». Город превратился в столицу искусства.
Народный артист Казахской ССР, оперный певец и режиссер Канабек Байсеитов писал в книге воспоминаний «На всю жизнь»:
— Годы войны для казахского искусства стали большой школой, когда оно училось, набиралось опыта. Приезд в наши края, в частности, в Алма-Ату, известных театров и прославленных театральных деятелей на многое открыл нам глаза. Знаменитые таланты, которые раньше не имели возможности у нас бывать, теперь ходили рядом с нами, показывали нам свое искусство. Алма-атинцы впервые увидели в своем городе и их самих, и их творчество. Для представителей казахского искусства, которые близко познакомились с такими известнейшими деятелями искусства страны, как Галина Уланова, Юрий Завадский, Всеволод Пудовкин, Михаил Жаров, Лариса Александровская, Любовь Орлова, и учились у них мастерству, эти годы принесли огромную пользу, помогли в развитии и росте национального искусства».
В Алма-Ате пребывали известные режиссеры и актеры театров и кино, как В.П. Марецкая, Ю.А. Завадский, Н.И. Сац, Н.Д. Мордвинов, Н. Крючков, Н. Черкасов и многие другие.
Деятели искусства из разных регионов страны общались друг с другом, дружили с казахстанскими коллегами. Известный дирижер Богулсав Врана при постановке оперы Петра Ильича Чайковского «Мазепа» на сцене ГАТОБ имени Абая с грустью сказал коллеге:
— Я никогда, наверное, не буду больше дирижировать оркестром, в котором собрались лучшие музыканты Москвы, Ленинграда, Киева и Одессы. Это, видимо, в первый и последний раз в жизни.
В 1943 году численность коллектива Театра оперы и балета достигла около полутысячи человек, увеличивалась и в последующие годы.
Канабек Байсеитов в воспоминаниях писал:
— На фронтах Великой Отечественной войны шла тяжелая ожесточенная схватка не на жизнь, а на смерть с немецко-фашистскими захватчиками, а в тылу продолжалась повседневная жизнь нашего народа со своими радостями и горестями, трудностями и переживаниями. На полях сражения проявлялись мужество, стойкость и героизм наших воинов, а в тылу – наша великая дружба. К зиме не только театр оперы и балета, вся Алма-Ата заполнилась переселенцами, прибывшими сюда на временное местожительство.
При создавшемся положении пришлось театр (ГАТОБ имени Абая) превратить в жилой дом. Свободной оставалась лишь сцена, остальные помещения отдали под квартиры и общежития. Когда совсем стало трудно, мы с Куляш (Байсеитова, оперная певица, первая народная артистка СССР.–Прим. авт.) пустили к себе квартирантов. Около двух лет в нашей квартире жили народный артист Украинской ССР певец Иванов и концертмейстер Саксонский с женами, а также дирижер Рахлин. Каждая семья отдельно питалась, отдельно отапливала свою комнату, поэтому из четырех окон нашей квартиры торчали четыре трубы от железных печей. Точно такую картину представлял собою и театр: из каждого окна торчали железные трубы, из которых постоянно длинным шлейфом шел дым.
Многие артисты и писатели приютили в своих квартирах эвакуированных деятелей культуры, науки и литературы, например, в квартире знаменитой танцовщицы Шары Жиенкуловой жила балерина Галина Уланова. Легендарная балерина XX века ставила балеты и танцевала в балетных спектаклях свои знаменитые партии – Марии, Одетты и Жизели. Галина Сергеевна Уланова называла Алма-Ату городом своей молодости и любила повторять, что она «казахстанская артистка». В 1943 году ей было присвоено звание «Народный артист Казахской ССР», и она этим гордилась.
Почти два года работал в Алма-Ате театр имени Моссовета в одном здании с казахским драмтеатром, что плодотворно сказалось на профессиональном росте актеров. Вспоминая о том времени, главный режиссер театра имени Моссовета, народный артист СССР Юрий Завадский писал:
— Годы пребывания в Казахстане, сначала в Чимкенте, а потом в таком замечательном городе, как Алма-Ата, остались одним из самых волнующих и значимых событий в жизни театра. Работая плечом к плечу, мы почувствовали огромную талантливость казахского народа, его глубокую связь с русским народом. Знакомство с казахским фольклорным искусством обогатило нас. Нельзя было не восхищаться – и мы восхищались – огромным дарованием, мощью таланта Калибека Куанышпаева, Серке Кожамкулова и многих других – всех имен не перечислить – наших коллег.
В годы войны в Алма-Ате плодотворно работал ЦОКС (Центральная объединенная киностудия художественных фильмов) – это объединение эвакуированных киностудий «Мосфильм», «Ленфильм» и Алма-Атинской киностудии. Также объединились Центральная студия документальных фильмов и Киевская студия кинохроники, которые выпускали 80% кинопродукции всей страны.
За 1942–1945 годы выпущено 23 полнометражных фильма («Иван Грозный» «Парень из нашего города», «Сын бойца», «Под звуки домбры» и другие).
В Алма-Ате работали выдающиеся деятели кинематографии, как Сергей Эйзенштейн, Иван Пырьев, Григорий Рошаль, Фридрих Эрмлер и многие другие. Казахстанские кадры, прошедшие школу мастерства у знаменитых режиссеров, актеров и операторов, впоследствии стали основателями Алма-Атинской студии художественных и хроникально-документальных фильмов, созданной в 1944 году. Ранее, в 1943 году, была открыта школа киноактеров.
Эвакуированные театральные коллективы в годы войны работали не только в Алма-Ате, но и во всех областных городах: в Семипалатинске обосновался Киевский ордена Ленина академический театр драмы имени Ивана Франко, в Гурьеве (ныне Атырау) – Ворошиловградский театр Украины, в Кызыл-Орде – Донецкий драматический театр, в Уральске – второй Белорусский Государственный театр драмы, в Актюбинске – Днепропетровский драмтеатр Украины, в Лениногорске – Днепродзержинский театр.
В городе Чимкенте (Шымкент) немаловажную роль в становлении областного драмтеатра сыграло пребывание знаменитого режиссера Юрия Александровича Завадского, главного режиссера театра имени Моссовета, который находился там в 1941-1942 годах, во время эвакуации, и активно помогал в становлении молодого коллектива областного казахского драмтеатра. В 1943 году Юрию Завадскому присвоили звание народного артиста Казахской ССР.
Также в областных центрах продолжали свою деятельность эстрадные и оркестровые коллективы из разных городов страны. Весь Казахстан превратился в огромный очаг театрального и музыкального искусства.
Все творческие коллективы и деятели культуры и искусства, временно эвакуированные в Казахстан, оказали плодотворное влияние на развитие актерского и режиссерского мастерства деятелей театрального искусства Казахстана.
Фатима Оразбекова, педагог-ветеран, член Союза журналистов РК
Комментарии