Очередной скандал разгорается вокруг выселения медиков из Дома врача в Петропавловске. Семьи получили уведомления о том, что должны покинуть квартиры, в которых прожили больше 10 лет, до середины июня этого года. Возможно, они бы так и сделали, если бы не ранее созданный прецедент. 4 квартиры в этом доме ранее разрешили приватизировать работникам сферы культуры. Почему театралам можно, а медицинским работникам нет? – этим вопросом задаются врачи, которые намерены отстаивать своё право на жильё в суде, сообщает Петропавловск.news.
Север Казахстана может лишиться сразу нескольких медицинских специалистов. В Петропавловске вновь разгорается скандал с выселением медиков из Дома врача. По примеру театралов, которые смогли приватизировать квартиры в этом доме, они намерены отстаивать своё право на жильё в суде. А в случае, если закон окажется не на их стороне, хотят покинуть регион, где жили и трудились больше 10 лет. В управлении здравоохранения в свою очередь заявляют, что не имеют к театралам никакого отношения, а квартиры нужны для молодых специалистов.
Опытные врачи не нужны?
Врач-эпидемиолог Ринат Бижанов приехал в Петропавловск в 2015 году. Вместе с семьёй он живёт в Доме врача уже порядка 10 лет. По словам Рината, всё это время жильё считалось служебным, где можно жить до тех пор, пока работаешь в медицинской организации. И только недавно появилось какое-то новое положение о Доме врача, где добавили правило о том, что жить в предоставленных квартирах можно не дольше 5 лет.
— Сейчас всё больше говорят о поддержке молодых специалистов. Им дают подъемные, служебное жильё. Но где гарантии, что они останутся? Многие уезжают через год-два. А мы — здесь. Уже больше десяти лет, — говорит Ринат. — Мы не против театралов, если им посчастливилось приватизировать квартиры, мы за них очень рады. Непонятно, почему статус медиков оказался ниже. Почему врачи остаются без должного внимания. До сих пор на многие вопросы нет конкретных ответов. Мы обращаемся в разные инстанции, но четкого понимания, почему так получилось нет.
Под угрозой выселения — сразу несколько врачей с семьями. Врач-педиатр Алтынкыз Уканова работает в системе здравоохранения с 1998 года. С 2010 года она живёт в Доме врача. Говорит, когда получила жильё здесь, её сняли с очереди на квартиру в акимате.
— Я всю жизнь работаю в медицине. Поднимала детей одна. Сейчас на иждивении у меня недееспособная сестра. До пенсии осталось чуть больше пяти лет, — говорит Алтынкыз. — Почему кто-то смог приватизировать квартиры, а нас просто выселяют, даже не предлагая альтернатив? Условия у всех разные, но подход должен быть одинаковый. Мы живём и работаем здесь много лет. Я всю свою жизнь отдала медицине и до сих пор выполняю свой долг перед государством. Раз есть такой закон о приватизации, почему я не могу воспользоваться своим правом?
Отработанный материал?
По словам врачей, странным остаётся и сам выбор, кого выселяют. Кому-то пока оставили жильё, кого-то попросили освободить уже сейчас. Ни списков, ни критериев на выселение никто не видел.
Дильмурат Шавдунов, врач-кардиолог высшей категории, работает врачом скорой помощи. В Доме врача он проживает с 2010 года.
— Заселили с условием, что пока работаете, вас никто не трогает. Мы так и жили. Но как только разрешение на приватизацию получили семьи актеров, нам через несколько дней прислали уведомление о выселении. Администрация объясняет это тем, что некуда заселять молодых специалистов. А нам предъявляют, что мы за это время не смогли накопить на жильё. Но, во-первых, нас никто не предупреждал заранее о том, что будут выселять, а уезжать из Петропавловска мы не собирались. А во-вторых, заработную плату врачам подняли только года три назад. Сейчас у меня это единственное жильё, — говорит Дильмурат.
При этом специалист подчёркивает, что радеет за медицину и очень рад, что к нам в регион приезжают молодые специалисты. Но, к сожалению, толку от этого мало. Если посмотреть статистику, то большинство из прибывших здесь долго не задерживаются и уезжают.
— Я в 2009 году приехал сюда и никакие подъемные не получал, а до сих пор работаю. Я призер республиканских соревнований скорой помощи. Вопрос с молодыми специалистами нужно решать на более высоком уровне. Получается, что мы теперь отработанный материал. Пожили и хватит, а сюда будут заселять молодых. Если мы не решим вопрос через суд, и нам откажут, тогда спасибо большое Северо-Казахстанской области за ваше гостеприимство… — говорит Дильмурат.
Врач-педиатр Орман Басыров приехал из Абайской области. Тогда, в 2021 году, на ярмарке вакансий ему обещали, что все время работы в регионе он будет проживать в служебном жилье. Тогда обещание сдержали – заселили. Но теперь становится ясно, что в следующем году истекают пять лет, и он тоже станет кандидатом на выселение.
— Когда в прошлом году мы узнали, что кого-то выселяют, и узнали про эти 4 квартиры, которые приватизировали, стали у всех спрашивать, почему так получилось. Но нам отвечают заученный ответ: «Это другое, это к нам не относится». Но это похоже на дискриминацию. Мне, например, терять нечего. Я недавно ездил на обучение в Семей, пока проходил курс, мне предложили в двух местах работу. Сюда я приехал с другого конца страны, я не получил подъемные. Я на них уже и не претендую, но жить в таком климате и в служебном жилье… — говорит Орман. — Возможно, сейчас приедут другие медработники, но они увидят этот пример. Будет понятно, что аналогично потом могут поступить и с ними.
Не должны мешать приватизации
По словам представителя медицинских работников, юриста Азамата Карапова, положение о Доме врача появилось только недавно. Когда в Дом врача заселялись его доверители, ни о чём подобном речь даже не шла. Раньше это считалось служебным жильём. Теперь же в положении прописали сроки проживания и молодых специалистов, не согласовав это с жильцами и даже не поставив их заранее в известность. Впрочем, есть и другие нарушения.
— Меня, как юриста, вообще возмущает факт того, что квартиры были переданы на баланс медицинского учреждения. Здесь возникают коррупционные риски. Считаю, что управление здравоохранения или медицинская организация сама должна ходатайствовать о том, чтобы вернуть эти квартиры в жилищный фонд, чтобы не мешать законно их приватизировать, — говорит Азамат Карапов.
Позиция облздрава
Заместитель руководителя управления здравоохранения области Нурсултан Саржанов в интервью пояснил, что в прошлом году со всеми жильцами начали заключать новые договоры, в которых указан срок проживания. После его окончания врачам направляют уведомление о выселении.
— В прошлом году 8 семей уже добровольно покинули квартиры. Сейчас уведомления направлены ещё 9 семьям. Мы действуем в рамках положения, чтобы обеспечить жильём вновь прибывших специалистов, — пояснил он.
Что касается четырёх приватизированных квартир, то, по словам чиновников, они никогда не числились на балансе больницы. Их судьбой распоряжались другие ведомства. К тому же две из приватизированных квартир уже продали. Поэтому в ведомстве считают, что и приватизация специалистов на месте не удержит.
При этом медики утверждают, что театралы не уехали из города, а продолжают работать именно здесь. Просто они расширили жилплощадь.
— Если вы потеряете докторов, что будете делать?
На этот вопрос однозначного ответа никто не даёт. Единственное, что отвечают в управлении здравоохранения, что действуют в рамках положения и не делают ни для кого исключения.
Однако сами врачи в этом объяснении не находят справедливости. Говорят, что сейчас молодых заманивают на север, обещая жильё и деньги. Но эти кадры, как показывает практика, не всегда остаются. В то время как те, кто уже годами работает здесь, оказываются в уязвимом положении.
История с Домом врача может получить продолжение в суде. А пока медики ищут поддержку — в антикоре, в правозащитных организациях, у общественности. Ведь на кону — не только их квартиры, но и стабильность медицинской помощи в регионе.
К сведению, сегодня в области не хватает 161 врача.
Евгения Кочевая
Комментарии