Перед Днём Победы в Петропавловске в очередной раз реставрируют мемориальный комплекс Вечный огонь. Как это теперь принято, внешний вид мемориала будет изменён. Вероятно, кто-то посчитал его идеологически устаревшим и конктруктивно несовершенным, рассказывает корреспондент Петропавловск.news.

Все бы ничего, но есть несколько «но».

Во-первых, мемориал «Вечный огонь» — сооружение монументального искусства, находящееся в списке памятников истории и архитектуры местного значения. То есть существуют юридические основания для того, чтобы это сооружение охраняло государство в лице центра по охране и использованию историко-культурного наследия управления культуры, развития языков и архивного дела акимата Северо-Казахстанской области. Охраняло в том числе и от таких изменений.

Памятник — это не жилое здание, которое можно закрыть обшивкой, чтобы его не портили дождь и ветер. Это архитектурное сооружение, у которого, между прочим, есть авторы, заслуженные скульпторы и архитекторы М.Е.Константинов, В.А.Федоров, В.Н.Фурсов, А.Н.Бурганов, участвовавшие в сооружении мемориальных комплексов высшего уровня во многих городах СССР. Рука плиточника-отделочника перекроет все достижениях этих людей в два счета.

Впрочем, мало кто заподозрит центр по охране и использованию историко-культурного наследия в надлежащем исполнении своих обязанностей.

В числе неподконтрольных этому ведомству процессов — разрушение и исчезновение объектов культурного наследия в Северо-Казахстанской области. Можно сказать, мелочи жизни:

  • под открытым небом постепенно заваливается памятник истории Дом Дмитриева,
  • комплекс зданий переселенческого пункта (бывший городской военкомат), с которого начиналась история десятков сёл на севере Казахстана, также стоит и разрушается уже много лет,
  • прекрасный Дом невесты трижды реставрировали-реставрировали, да так и невыреставрировали.
  • медресе середины 19 века на территории завода имени Кирова — снесли при восстановлении мечети.

Ну, разрушается какая-нибудь 200-летняя стенка, чёрт бы с ней, в Петропавловске их пока много.

Но есть архитектурно-исторические грехи особой категории: обновление, переодевание или, как это официально называется некоторыми криворукими специалистами, реставрация.

Допустим, перекрашивание Дома невесты в весьма спорные цвета, — это еще поправимо. Но вот например дом последнего коменданта крепости Петра и Павла на улице Карима Сутюшева, обшитый алюкобондом — это уже кощунство.

Переделанная уже несколько раз бывшая городская управа превратилась в какой-то невообразимо отвратительный параллелепипед. Трудно поверить, что это одно и то же сооружение, если конечно от охраняемого когда-то памятника архитектуры вообще хоть что-то осталось внутри нового здания-каннибала.

Впрочем, вышеуказанное бордельеро (недостиль архитектуры) можно отнести на счёт перехода зданий в частную собственность — с культурного отдела взятки гладки.

Но «реставрации» ранее не избежали и другие памятники, которые в частные руки никто не передавал.

Например, обелиск в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, установленный в 1975 году.

В списке памятников местного значения до сих пор значится, что он установлен в 1975 году. Но его внешний вид с первоначальным вариантом не имеет ничего общего.

И обелиск в парке Победы тоже «переодели».

Можете себе представить, что в процессе реставрации мемориального комплекса Вечный огонь шинели красноармейцев переделали на куртки «баленсиага», потому что так современнее?

Наверное звучит, как идиотизм? Но почему же тогда переодевать другие памятники в идиотскую облицовку вдруг стало нормальным?

Даже если забыть о том, что переделывать памятники — это неуважение к тем, кто их придумал и установил, есть сугубо практическая сторона плиточного безумия.

Плитка крошитка вообще везде, где в рамках «реконструкции» её применяют. По крайней мере так происходит в Петропавловске. Слово плитка и наш город — это взаимоотталкивающиеся понятия, которые безуспешно пытаются вживить уже многолет.

Если «реконструкция» Вечного огня подразумевала исключение затрат на окрашивение пилонов, то идейный вдохновитель этого великолепия явно просчитался. Теперь ежегодно придется тратиться на восстановление плитки. Мало того, большую часть года плиточная облицовка будет зиять дырами (колоннада перед областным акиматом не даст соврать), потому что ремонтируют мемориал только перед Днём Победы.

В довершение прочего хочется сказать, что пилоны вокруг Вечного огня символизируют приспущенные в честь погибших на войне солдат знамёна. Их естественный цвет — красный. В Петропавловске уже неоднократно возникали вопросы к вольной раскраске пилонов. Был даже момент. когда их сделали разноцветными. Активист-пенсионер Геннадий Егоров после того, как из Вечного огня сделали «радугу» писал в акимат, убеждая городскую администрацию в необходимости вернуть естественный цвет — красного гранита.

Тогда после многочисленных писем пенсионеру удалось посеять зерна сомнения в душах отцов города. Его заявление было рассмотрено на совещании под председательством бывшего акима города Нуржана Ашимбетова 6 октября 2011 года. Было принято разумное решение вернуть мемориалу исторический вид (правда вернули его не сразу).

Но время идёт и красный цвет Вечного огня вновь кому-то кажется неактуальным.

А вообще реконструкция — это хорошо. Но примеры хорошей реконструкции в Петропавловске можно пересчитать по пальцам одной руки у человека с тремя пальцами: здание крепостного лазарета постройки начала 19 века (музей-коплекс Абылай хана), мельница Муратова («Мукомол»), и торговый дом «Шамсутдинова» постройки начала 20 века (ТД «Магнум» на улице Брусиловского)…