«Найди нормальную работу»… Это самая популярная фраза, которую я могу прочитать в комментариях к своим материалам. Многие думают, что журналистика — это что-то очень несерьезное, лишнее. Это вам не стальное литье на заводе, не работа водителя большегруза, не работа сварщика, не работа водителя катка, и уж тем более вы не столь важны, как сапожник, фармацевт, учитель и комбайнёр. Люди, незнакомые с нашей профессией, думают, что это, как правило, очень легкий и поверхностный труд. Целый день журналисты гуляют в разные стороны, а потом внезапно получается какой-то материал… По праву старшего (по возрасту) журналиста в Петропавловск.news я хотел бы рассказать о том, как делают новости, и как в эту профессию приходят.

В декабре этого года будет уже 20 лет, как я начал работать в журналистике. Мой первый главный редактор сказал мне, что это не моё и мне надо бросать. Иван Иванович Моор до сих пор главный редактор своих газет, а я все ещё журналист.

В том году в газете «Неделя СК» я написал свои первые материалы благодаря Галине Воробьёвой, которая поверила, что работать я умею.

Для одного из этих материалов я ночевал сутки с бездомными в коллекторе на улице Жукова. Для другого съездил в зону для несовершеннолетних. Брал интервью у Олега Ковцура, чтобы написать музыкальное обозрение на его песни. Уже тогда, 20 лет назад, группа «Секвойя» была известна. Наверное, даже более известна, чем сейчас.

В первые месяцы работы казалось важным вывернуть себя наизнанку, чтобы кто-то это прочел. Но вот беда: в те годы не было лайков и комментов под статьями. И нельзя было понять, читает ли хоть кто-то материалы, на которые потрачено время. Надо сказать, что зарплата в газете «Неделя СК» была замечательной. В первый месяц работы я получил 23 тысячи тенге (в 2001 году это были невероятные деньги). Условия работы — прекрасными. Но главный редактор сказал: «Ты не будешь журналистом» и меня уволили после двухмесячного испытательного срока.

После этого был короткий период на телеканале МТРК, где стоит отметить редактора Халиду Шагвалееву. Редко можно встретить человека, который настолько быстро разбирается в людях и в будущих журналистах. Но снимать видео — совсем не то, что писать. На телевидении нужно делать все очень быстро или не делать вообще. При этом в день нужно сделать как минимум две новости. Быстро, сразу, с комментариями и с красивой подачей. Иначе ты просто превратишься в тень, имя которой все знают, но заслуг — не помнят. Офис МТРК в те годы находился на 7 этаже здания бывшего треста «Союзцелинвод» на улице Жумабаева, 109. Из окон директора открывался очень красивый вид…

Телевидение в таком формате было слишком быстрым для меня. Для работы в газете нужно было писать 2 материала и 4 новости в неделю. Торопиться не было необходимости. Сейчас такой объем работ мы делаем ежедневно.

Страшно себе представить, как ускорилась жизнь новостных корреспондентов. 20 лет назад можно было написать о происшествии в пятницу, новость выходила в среду, а читали ее — еще несколько дней. Сейчас от происшествия до публикации и комментариев проходит в худшем случае несколько часов…

Я ушел с телевидения. После этого снова была газета. Второй редактор также сказал, что мне совершенно нельзя писать, потому что я годен только для физической работы. Сейчас мой второй редактор стал пресс-секретарем в одном из департаментов акимата СКО. Эта газета называлась «Ва-Банк».

Третий редактор, при котором газета «Ва-Банка» стала называться «Панорамой Недели», имела острый ум и быстрое перо. Всем журналистам можно было поучиться у Веры Гаврилко, но в рамках нашей небольшой газеты ей было слишком тесно. Поэтому вскоре «Панорама недели» осталась при постоянном заместителе редактора, который и был главным человеком в газете.

Его звали Валерий Шарипов. И он рассказал мне о том, что такое журналистика.

Журналистика — это полная свобода. Вы можете делать что угодно, быть где угодно, ехать куда угодно, и если вы чувствуете, что это важно — писать откуда угодно. К счастью, уже тогда была возможность просто расслабиться и написать то, что ты видел. Валерий Шарипов научил меня писать лучше, чем университет, который я так и не закончил.

В этот момент в газету пришла Катя. Молодая девушка с ребенком на руках. Сейчас это главный  редактор нашего сайта Екатерина Назаренко…

Мне было интересно написать материал из мест лишения свободы. Сотрудники местного УИС (Уголовно-исполнительной системы) пошли нам навстречу, и тогда мы поехали в зону на Жаман сопке. Вы когда-нибудь видели человека, который хладнокровно убил троих? Я видел.

В 21 год эта история произвела на меня впечатление. Больше мне там делать нечего, ничего хорошего там нет. Интересно только, как сложилась судьба моих собеседников.

В те же годы я полюбил ездить по сёлам Северо-Казахстанской области. Это вышло случайно: в те годы журналисты получали фиксированную оплату за командировки и мне хотелось заработать, как можно больше. Как результат, я проехал почти все районы области. Директор газеты в тот раз сказала, что я слишком многого хочу и выдала командировочные за 2 дня…

Потом была еще одна газета. В течение двух лет я работал в газете «Проспект СК». Редактором этого низкопробного, на тот момент, вестника был Сергей Рейнгольдович Т. Там я познакомился с одним из самых интересных в Петропавловске дизайнеров. Саша Моторин красиво рисовал в старинных версиях «Фотошопа» и «Корела», но мог рассказать очень многое для того, чтобы в сознании изменилось что-то важное.

В такие моменты скучное судебное дело могло превратиться в красивый криминальный рассказ. Целый год я писал очень красивые криминальные рассказы, но их никто не читал, потому что при тираже в 2,2 тысячи экземпляров возврат составлял почти половину тиража.

Зарплату внезапно урезали с приходом нового главного редактора. Но это уже совсем другая история.

С большими опасениями я стал искать работу в другом городе. Оказалось, что спрос на журналистов есть в Тюмени.

2 года я проработал в «небольшой» такой газетке «Аргументы и Факты в Западной Сибири»…. В те годы размеры газеты все еще измерялись в печатных экземплярах. Так вот «АиФ в ЗС» была самой большой для меня на тот момент — 17 тысяч экземпляров в неделю.

Но даже тогда я писал материалы для Петропавловска. Этот город нельзя просто так вырвать из сердца.

И вот прошло еще 10 лет. Теперь у нас есть сайт, инстаграм, Tik-tok и прочие социальные сети, через которые мы стараемся донести до вас все самое важное.

Нет больше таких рамок, как раньше — сдать в среду, чтобы в четверг утром газета вышла. Мы выставляем новости в тот самый момент, как видим их. Мы ждем комментариев и отвечаем на них сразу. Новости иногда случаются из единственной фотографии, небольшого видео или даже просто важных слов.

Иногда мы делаем новости из воздуха, но чаще всего из трудностей и проблем, которые переделываем на наш, журналистский язык.