В этом году отмечается 90-летие известного советского политического деятеля советского периода, Героя Социалистического Труда Ергина Нуржановича Ауельбекова (1930 -1969 гг..). Общественные организации Кокчетава и Кызылорды решили увековечить его память — поставить ему достойный памятник. Ведь это был известный в Республике и очень уважаемый везде, где бы он ни трудился, уважаемый человек. Он многие годы работал в Северо-Казахстанской, Кызылординской и Тургайской и областях, много сделал в них и в целом в Казахстане.

Свой трудовой путь Еркин Нуржанович начал еще совсем молодым — сразу по окончании Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева, в свои 23 года, он приступил к работе в Северо-Казахстанской области, в Коноваловской МТС. Стал ее руководителем. Через три года его повысили до заместителя директора совхоза «Марьевский».

Это были годы, когда «люди поднимали целину, а целина поднимала людей», поэтому карьера недавнего выпускника Тимирязевки, серьезного и ответственного, развивалась стремительно. Тогда как строились целинные совхозы, элеваторы, дороги, плотины, водопроводы – все то, что было необходимо людям – старожилам и «понаехавшим» на целину. Все это приходилась курировать «чиновнику от целины». С 1961 года он уже работал заместителем председателя Северо-Казахстанского облисполкома, затем вторым секретарём обкома партии, потом стал председателем облисполком – главным представителем Советской власти на севере Казахстана. В 1965 году Е. Н. Ауельбекова забрали у северян в столицу и назначили первым заместителем министра сельского хозяйства Казахской ССР, а в 1968 году добавили еще обязанности министра хлебопродуктов и комбикормовой промышленности Казахской ССР. Но в 1968 году Ауельбеков вернулся на родину в качестве первого секретаря Кокчетавского обкома партии. Тогда часто были разные ротации – людей по приказу «сверху» перебрасывали с одной области или работы на другую.

К этому времени, в 37 лет, Еркин Нуржанович защитил диссертацию, кстати, выполнив ее практическую часть на опытных полях Северо-Казахстанской опытной станции.

Он стал кандидатом сельскохозяйственных наук, и так же первым в истории КПСС самым молодым секретарем обкома. И каким! В истории Кокчетавской области с 1944 по 1997 годы, за 53 года во главе области побывало 16 первых руководителей. Из них дольше всех — 10 лет — проработал только Еркин Нуржанович. На Кокчетавщине он вырос до видного государственного и политического деятеля, а область в годы его руководства достигла наибольшего экономического и социально-культурного развития, прочно вошла в первую десятку среди областей бывшего СССР по производству сельхозпродукции. Именно в это десятилетие областной центр стал современным административным и культурным центром. Член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда, награжденный тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени и множеством медалей. Все это — заслуженная дань уважения труду, таланту, уму и выдающимся способностям Е. Н. Ауельбекова – всему, что отдал своей малой родине сначала его отец, а потом он сам.

Казахстанские аксакалы хорошо разбираются в родословных своих земляков. С уважением, и даже с почтением, рассказал о предках нашего героя ветеран труда Батырбек Смагулов, пенсионер из аула Жанасу (с. Лавровки). По его, словам, родословная Е. Н. Ауельбекова берет свое начало от известного в среднем жузе рода Атыгай. От двенадцати ветвей Атыгая он относится к роду Калкаш, от него Кудайберды, затем Кулымбет, Кошкулы, Аманжол, а от него Жадик, ближайший предок Ауельбека — дед Еркина. От него Нуржан. Потомки Жадика проживают и ныне в ауле Жанасу (в бывшем колхозе им. Фрунзе Рузаевского района ныне Акмолинской области). Здесь родился и наш Еркин 22 июня 1930 года.

Отец его, Нуржан, был Заслуженным учителем Казахстана и за огромные заслуги на педагогическом поприще был награжден орденом Ленина. Работал он и директором – сначала в Сырымбетской, а затем в Берлистыкской средней школе. В начальной школе родного мальчику аула средней школы долго не было, и ему приходилось жить у родственников в поселке Жанасу. Отец его был неординарным человеком. Об учителе часто судят по его учениками, а у Нуржана Ауельбековича учились знаменитые в будущем люди из тех же селений: Председатель Совета Министров КазССР Б. А. Ашимов, доктор географических наук М. Жандаев, доктора сельскохозяйственных наук М. С. Жандаев, Т. К. Есенеев, Мертай Жандаев, а также выходцы из аула Сырымбет бывший Министр образования К. Б. Балахметов, признанный скульптор Казахстана Т. С. Досмагамбетов. Учились у него в свое время талантливый поэт и видный политический деятель Какимбек Салыков, первый секретарь Чимкентского, Восточно-Казахстанского обкома партии А.Рамазанов и многие другие, и этот список можно продолжать. За огромные заслуги на педагогическом поприще Нуржан был награжден орденом Ленина.

Сам сын директора учился там, где работал его отец. Но был период, когда юноше пришлось, чтобы получить среднее образование, жить у дальних родственников в чужом селе, зато он все-таки окончил десять классов с золотой медалью, он вне конкурса поступил в знаменитый московский вуз, который тоже окончил с золотым дипломом. Потому и карьера его развивалась стремительно, что он всегда стремился к совершенству.

Таким ЦК КПК после Кокшетау направил ученого агронома в Аркалык, в городок маленькой, но промышленный. Там добывали «крылатый металл». Это сырьё для алюминия не перерабатывали на месте, а отправляли на экспорт или на заводы Павлодара. Несколько кварталов в чистом поле и почти голая степь вокруг — вот и вся областная «столица», а до каждого из более крупных городов около полтысячи километров! А дальше – целинные хозяйства, где почти не было рабочих. Приходилось привлекать к сельхозработам студентов и тружеников немногих предприятий. В конце недели горожане видели, как мчится по проселкам кавалькада черных «Волг». «Сам повез начальников в поля», знали все в городке. Новый Первый создал команду специалистов, чтобы превратить затерявшийся в глубокой степи бывший поселок геологов в промышленный город. И дело пошло! Были организованы малые предприятия пищевой промышленности, заработала на местной глине керамическая фабрика. Начали строить моторостроительный завод. Отправили в вузы Уфы группу выпускников школ, чтобы выучить из них инженеров… Но тут чем-то провинились кызылординские чиновники, и Первого опять забрали у аркалыкчан и бросили в южные пустыни — на передовую, наводить в области порядок.

В Кызылодинской области, в безводной пустыне еще при «великом вожде», навезли из Приморья корейцев, расселили их по хозяйствам и обязали копать каналы и сажать рис, требующий огромного количества поливной воды. В результате забора воды из Сырдарьи для риса и хлопка в Узбекистане (или по какой-то другой, мало кому известной причине) стало высыхать Аральское море. В нем почти пропала рыба, тысячи рыбаков остались без работы. Люди страдали от давно забытых «в цивилизованном мире» болезней и умирали раньше срока. Надо было переселять людей с берегов умирающего моря, спасать от песчаных бурь, болезней и безработицы, строить больницы и жильё. Но прежде следовало добиться в ЦК Компартии Казахстана или даже в самой Москве, чтобы область получила статус зоны экологического бедствия, а жители — прибавку к пенсиям и другие льготы… А рядом Байконур. Там тоже проблем хватало забот. Всем этим, и еще очень многим, пришлось заниматься первому секретарю Кзыл-Ординского обкома партии Е.Н. Ауельбекову – Герою Соц. Труда и кандидату сельхоз наук.

Люди, как в крошечном Аркалыкетак и в старинной Кызылорде видели результаты трудов «секретаря с севера» и очень ценили его, но …

Пришли иные времена. В 1988 году рабочие одного из крупных заводов Кызылорды выдвинули Е. Ауельбекова кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР. Никто не предполагал, что он будет последним в ХХ веке.

В Москве казахстанский представитель Казахстана был избран заместителем председателя комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Но вопросы межнациональных отношений тогда решались уже трудно. Помнится, в узком кругу Еркин Нуржанович рассказывал, что «младореформаторы» из некоторых республики тащат страну к развалу. Сам он не хотел в этом участвовать и покинул Верховный Совет страны «по уважительной причине — по состоянию здоровья». Это не было отговоркой. На людях всегда энергичный, преодолевший немало трудностей, Еркин Нуржанович давно болел, о чем тогда мало кто из его подчиненных догадывался. И стал он настоящим аксакалом: вышел в отставку, досрочно вернулся в родной и уже суверенный Казахстан. Но как ветеран, он по-прежнему занимался общественной работой: создал Крестьянскую ассоциацию Казахстана, несколько лет был советником Президента РК.

Еркин Нуржанович Ауельбевов покинул этот свет в Алматы в январе 1999году – в 68 лет. По нашим дням – молодым пенсионером.

Сейчас в городах, где работал Е. Н. Ауельбеков, есть школы и улицы, носящие его имя. В Кызылорде действует фонд им. Е.Ауельбекова. В этом городе и в Кокшетау установлены его бюсты. Но люди помнят своего Первого и с годами всё лучше понимают, какой человек жил в одно с ними время. Поэтому именно кызылординцы и кокшетаусцы выступили с инициативой установить достойные памятники достойному человеку, надеясь, что и североказахстанцы тоже примут участие в благородном деле.

Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск