На месте старого кладбища в Петропавловске решили разбить парк

2021-03-17 05:02:31

Согласно проекту нового генерального плана города Петропавловска, место старого кладбища, расположенного в границах улиц Жамбыла и Мусрепова, в будущем планируют реорганизовать в прогулочный парк, сообщает корреспондент информационного агентства Петропавловск.news.

Рекультивация старых кладбищ, согласно 16 пункту свода правил Республики Казахстан 3.02-141-2014, возможна только по истечении сорока лет после их закрытия.

Подпункты №16.5 и 16.6 гласят: «Использование закрытого кладбища для других целей не рекомендуется в течение 40 лет. Сохранность закрытого кладбища по истечении 40 лет определяется и учитывается для разработки схем территориального развития регионов и генеральных планов городских и сельских поселений. По истечении 40 лет территорию кладбища, подлежащего ликвидации рекомендуется использованию в качестве зеленого массива для общественного пользования. В этом случае ликвидация могил, как правило, осуществляется путем снятия надгробий и планировки поверхности».

На сегодняшний день старое кладбище – это, в основном, непролазная чаща из кустов, давно заброшенных могил и заболоченных мест. Летом здесь любят ночевать люди без определённого места жительства и не особенно восприимчивые к мрачной атмосфере подростки. Те памятники и надгробия, за которыми не перестают ухаживать родственники, скорее исключение, чем правило. Впрочем, есть пожилые люди, которые навещают могилы своих родителей и высказываются категорически против рекультивации.

«По крайней мере при моей жизни и жизни моей сестры кладбище должно сохраниться» – говорит 83-летняя Маргарита Фидченко, каждый год в родительский день навещающая место упокоения своей мамы. Мария Ивановна Мулюн родилась 22 июня 1917 года.

Труженица тыла, комсомолка, красавица прожила всего лишь 48 лет. 31 декабря 1965-го, пока вся страна праздновала наступление Нового года, женщина умерла. В первых числах 1966-го её похоронили на самом краю кладбища. Ряд с её могилой был одним из последних, вспоминает Маргарита Борисовна. После на кладбище можно было только «подзахоронить» – в пределах больших «семейных оградок».

Сейчас остаётся только сжимать в ладонях одну из немногих совместных фотографий и вспоминать то, что было больше полувека назад.

Сегодня, с грустной ностальгией вспоминая то время, когда мама была жива, Маргарита Борисовна едва сдерживает слёзы, когда понимает, что кладбище, где покоится её мама, могут сровнять с землей.

«На том погосте нечасто увидишь людей, даже в родительский день с цветами туда бредут только старики, – делится женщина своими переживаниями, — но это не значит, что совсем не осталось людей, которые помнят тех, кто там похоронен. Мы есть. И наше сердце будет разбито, если у нас отберут память о родителях».

Волноваться за судьбу последнего приюта своей мамы Маргарита Фидченко начала после того, как узнала, что проект нового генерального плана Петропавловска предполагает обустройство прогулочного парка в том месте.

«Старое закрытое христианское кладбище в районе пересечения улиц Жабаева – Мусрепова после рекультивации предлагается реорганизовать в прогулочный парк. На его территории рекомендуется выделить небольшой участок для возведения культового религиозного сооружения в память об усопших», — пишут разработчики проекта генплана Петропавловска.

Вот так они видят его будущий вид сверху: