Уже осенью 2023 года в Орловской области будут снова выбирать губернатора. В преддверии этого политического события «Орловские новости» пообщались с лидерами различных политических сил в регионе, многие не верят в честность и прозрачность выборов, но готовы бороться. Лидер орловских эсеров Руслан Перелыгин в интервью «ОН» рассказал, какой он видит конкурентную борьбу, почему, по его мнению, Андрей Клычков – слабый губернатор, и что нужно менять в регионе в ближайшей перспективе.
- Готовится ли ваша партия к выборам? Будете выдвигать своего кандидата?
- Сейчас вообще рано говорить про выборы, потому что все внимание все-таки направлено на поддержку наших бойцов, которые выполняют боевые задачи [в зоне проведения специальной военной операции]. Но, тем не менее, мы формируем свой избирательный блок, потому что «Справедливая Россия» - это еще и «Справедливая команда», в которую войдут, и они уже есть, люди с разными политическими взглядами, и вот наша задача – в конце марта организовать мини-съезд для того, чтобы выдвинуть кандидата на выборы губернатора Орловской области. У нас есть несколько кандидатов, и выбирать мы будем на конкурсной основе для того, чтобы выбрать наиболее сильного кандидата с лучшей программой. И это обязательно будет орловский кандидат.
- Вы уже выдвигались в качестве кандидата на выборы губернатора в 2018 году. Тогда ваш лозунг гласил, что области нужен хозяин. В новой избирательной команде вы или другой кандидат от вашей партии будете его придерживаться?
- Области нужен хозяин – это был лозунг, которым мы хотели сказать, что во главе региона должен стоять человек, который относится к области, как к дому своему, он жизнь свою связывает с Орловщиной, он хочет навести порядок, чтобы экономика процветала. Первый пункт программы в той избирательной кампании звучал так: «кадры решают все». А то, что сейчас происходит у Клычкова – это чехарда. Он заявил, что хочет идти на второй срок, но как можно идти на второй срок, если команда за первый срок не сформирована?
Кадровый вопрос – основной для того, чтобы достигать любых целей и любых показателей в экономике, промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, культуре. Мы посчитали, что за время правления Клычкова 25 ключевых руководителей покинули Орловскую область. Это о чем говорит? В крупных компаниях топ-менеджерам, а главы профильных направлений – тоже своего рода топ-менеджеры, дают три месяца для того, чтобы вникнуть в суть проблем, предложить свое видение. А в случае с кадровой политикой в регионе по разным направлениям мы теряем с каждым назначенцем до полугода: пока человек вникнет, начнет работать и уже уходит, новому нужно заново вникать. И накопительным итогом мы теряем до двух-трех лет с этой кадровой чехардой.
- Возвращаясь к избирательной кампании 2018 года, вы так и не стали губернатором. Тем не менее, какие выводы вы для себя сделали? Партия не боится снова проиграть?
- Знаете, избирательная кампания 2018 года была для меня первым опытом участия в выборах подобного уровня. Тогда из пяти кандидатов я занял второе место. Нашу программу поддержали тысячи орловчан, поверили в то, что регион нуждается в позитивных переменах, а наши земляки заслуживают лучшей жизни. Для меня это была своего рода победа, огромный аванс доверия наших жителей, который я не имел права потерять. Многие люди не вникают в вопрос: как стать кандидатом? А ведь на самом деле это очень сложный процесс: помимо того, что тебя должна поддержать политическая сила, ты должен пройти так называемый «муниципальный фильтр», а это порядка 180 нотариально заверенных подписей муниципальных депутатов, состав которых на 92% - это «Единая России». А это значит, что без команды «Единой России» ни один кандидат от других партий не сможет выдвинуться. И сейчас перед нами основная задача – пройти этот муниципальный фильтр.
- Какая партия или партии будут вашими основными конкурентами на предстоящих выборах и почему?
- Я не испытываю никаких иллюзий по поводу предстоящих выборов. Пока наш земляк Геннадий Зюганов находится в Государственной Думе и возглавляет политическую партию [КПРФ], ничего хорошего для Орловщины даже не предполагается. Я думаю, что выборы будут неконкурентыми, поскольку, если выборы будут конкурентными, это будет не выгодно для Клычкова. А если будет выдвинут достойный кандидат от «Справедливой команды», от ЛДПР, «Новых людей», и конечно же, какие выборы без «Единой России», это уже другой разговор.
Конкурентные выборы – это, когда представлены все системные политические партии, которые находятся в Государственной Думе. А когда «Единая Россия» не выставляет своего кандидата, или муниципальный фильтр проходят те, кому дали добро с администрации области – разве это выборы конкурентные? Поэтому я даже не ожидаю, что выборы будут честными, потому что в них Клычков просто не победит, так как поддержка населения все меньше и меньше.
Люди видят многочисленные коррупционные скандалы, напрямую связанные с руководством региона, уголовные дела в отношении мэра города Орла, невнятную позицию главы региона на происходящее. Отсюда и такое катастрофическое падение доверия к региональной власти в целом. Пример тому многочисленные федеральные рейтинги, в которых наша Орловская область последние годы находится в аутсайдерах, «двоечниках» другими словами. Естественно люди это видят и у них подобная ситуация вызывает справедливое негодование. Отсюда у меня вывод: Клычков - слабый губернатор.
- Почему именно такую оценку вы даете работе действующего губернатора?
- А вы посмотрите, что происходит за последние пять лет: нет команды, которая могла бы область поднять, нет стратегического взгляда на будущее Орловщины. Одни скандалы. Вспомните мусорную реформу, которая начала реализовываться при Клычкове, и посмотрите, что творится во Мценске сейчас – просто экологический терроризм. И у нас получается, что вывозить мусор выгодно, а сортировать невыгодно, потому что тариф маленький. Клычков, как губернатор, мог бы разобраться с этим. Примеров куча.
Многие мои коллеги говорят, что Клычков набрался опыта, но это не так, это все поверхностный опыт. Человек, который набрался бы опыта, он бы уже к 2022-23 году сформировал бы мощную команду и двигался вперед. А пока профильные замы бегут, на должности управленцев берут людей с непонятно каким прошлым, у нас будет непонятно какое будущее. Взять хотя бы мэра Парахина – это главная ошибка Клычкова. Сколько «Справедливая команда» говорила про Красный мост, мост Дружбы? За Парахина мы вообще не голосовали, с трибун об этом открыто заявляли. И что мы видим сейчас?
Поэтому, в случае, если Клычков снова станет губернатором Орловской области, я не вижу ничего хорошего для региона. Я уже сегодня вижу лишь сухую статистику, что население Орла по итогам 2022 года сократилось до 298 тыс. человек, а по итогам 2023 года население Орловской области станет меньше 700 тыс. И пока коммунистическая партия взяла в политическую оккупацию Орловскую область, ничего хорошего не будет, а будет разве что слияние с каким-то более успешным регионом. К сожалению, Андрей Евгеньевич – публичный хороший политик, который бы достиг результатов в Государственной Думе, но он – не губернатор.
А каким вы видите идеального губернатора?
- Я уверен, что «идеальный губернатор» - это собирательный образ человека , искренне переживающего за вверенный ему регион, благополучие жителей, социальную справедливость. Необходим человек дела, профессиональный управленец. Тот, кто своей уверенностью демонстрирует умения результативно, в короткие сроки, решать насущные, конкретные проблемы, а не пинять на свое окружение, перекладывая на других свою ответственность. Проявление внимания и уважения к людям не на бумаге и отчетах, а реальными делами - это один из главнейших вообще критериев отбора кандидатов. В фокусе внимания должны постоянно находиться — социальные вопросы и качество жизни орловчан, а не экономическая статистика и погоня за личной выгодой, наживой. Идеальный губернатор – это еще и человек, который разбирается и в политике, и в хозяйственной деятельности, а самое главное – он стратег, который должен видеть как будет развиваться регион, выбирать команду под развитие региона, должен быть мощным лоббистом своего региона. Есть оркестр, а губернатор – это дирижер.
- А если гипотетически губернатором бы стал представитель вашей партии, то какие первоочередные задачи вы бы решали?
- В первую очередь, надо опираться на профессионально подготовленных людей. Конечно, нужно решать вопрос по здравоохранению, где очень критическая ситуация сейчас, по экологии надо вопросы решать, по промышленности, потому что это – экономика: мы гонимся за новыми инвесторами, а надо, чтобы внутренние инвесторы начали доверять губернатору и его команде, понимали, что они будут работать не один срок, а минимум 10 лет. Нужно вырабатывать долгосрочную стратегию развития региона.
- Как думаете, уровень конкуренции на предстоящей выборной кампании будет высоким или в этот раз все пройдет гладко, И насколько сильно, по вашему мнению, будет использоваться так называемый административный ресурс?
- Не будут выборы честными и прозрачными, если они не будут конкурентными. Я с уважением отношусь к КПРФ, в чем-то разделяю их взгляды, но ведь и Клычков уже давно не коммунист. И, в случае, если он действительно пойдет на выборы, он будет максимально зачищать политическое поле, чтобы у него выборы были гладкие, и тогда административный ресурс будет работать на максимуме. Вспомните 2018 год: за малоизвестного человека проголосовало больше 83% жителей при явке 55%. За Путина проголосовало меньше! И я как участник той избирательной кампании все это видел: мне звонили из комиссий и говорили, что, мол, есть определенные установки. И эти установки были выполнены, особенно в районах, где 30% населения работает вахтовым методом в Москве. Так что административный ресурс мощный, область у нас маленькая, а администраторы выборных процессов уже стали профессионалами, но они просто еще не понимают, что помогают уничтожить область.
- Как, по вашему мнению, на исход выборов может повлиять онлайн-голосование, если оно будет применяться?
- Повторюсь, все зависит от того, насколько выборы будут конкурентными. Если нет, то тогда нам придется еще с электронным голосованием побороться, объяснить людям, что самое главное – прийти на избирательный участок и проверить, как они проголосовали. Электронное голосование нужно, на мой взгляд, для того, чтобы «подкрутить» под определенного кандидата голоса. И это никак не проверить. Какая прозрачность у электронного голосования? Ее нет. Да и с технической точки зрения, я сомневаюсь, что удастся в полном объеме обеспечить данную функцию. А если выборы будут конкурентными, то у сильного кандидата от нашего блока есть все шансы на победу.
- В ваших ответах я прослеживаю одну тенденцию: вы не верите в честные выборы, но все равно будете бороться. Так?
- Мы всегда боремся до последнего: не отступать и не сдаваться! У нас задача очень простая – у нас есть кандидаты, мы проведем общее собрание наших активистов и соратников, выберем лучшего кандидата с лучшей программой, и наша задача будет заключаться в том, чтобы добиться того, чтобы нашего кандидата зарегистрировали, и наш кандидат прошел муниципальный фильтр. Я не вижу других политических блоков, политических партий, которые могли бы конкурировать с Андреем Клычковым и КПРФ. Если выставит кандидата «Единая Россия», то выборы будут интереснее. И тут важно, чтобы это были не «согласованные» кандидаты, а действительно сильные представители своей партии.
- И какой результат предстоящих выборов будет для вас приемлемым?
- Победа. Нам нужна победа, но она должна сложиться из нескольких вариантов: первый - регистрация кандидата, второй - прохождение муниципального фильтра и, третий – в случае конкурентных выборов, – однозначная победа.