Осенью 2023 года состоятся выборы губернатора Орловской области. Но, как показывает практика, в нашем регионе подобные избирательные компании пока носили технический характер, и победитель голосования был известен заранее. Главным определяющим фактором, вероятно, снова станет позиция федерального центра, а она будет известна уже в ближайшие два месяца. «Орловские новости» пообщались с Леонидом Музалевским, спикером регионального парламента и секретарём орловского отделения «Единой России», и узнали его мнение о том, с какими проблемами столкнется новый глава региона и какими качествами он должен обладать, чтобы их разрешить.

- Кто бы ни был осенью избран губернатором Орловской области, ему достанется комплекс проблем, которые срочно нужно будет решать. На ваш взгляд, какие в нашем регионе наиболее масштабные проблемы, которые входят в компетенцию именно областной исполнительной власти?

- Во-первых, мне кажется, нужно продолжить положительную практику привлечения инвестиций в наш регион. Сегодня, принимая граждан в общественных приёмных, мы видим людей с одним и тем же вопросом – они вынуждены уезжать в другие регионы.

Сегодня необходимо еще больше привлекать инвесторов. Совершенно недавно мы закончили согласовывать на всех комитетах кандидатуру Бирюкова Александра Петровича на должность заместителя губернатора, руководителя представительства Орловской области при правительстве РФ. Я это называю - посол Орловской области в правительстве.

И вот когда мы с ним встречались первый раз, я ему вопрос задал – готов ли он к этой работе. Потому что сегодня есть очень много программ с федеральным финансированием. Наши собственные доходы - 25 миллиардов, они растут. И это хорошо, что в санкционных условиях экономика не упала, а наоборот – идёт рост. За год у нас есть рост в размере более чем семи миллиардов. Это хороший показатель.

Но, вместе с тем, нужно улучшать взаимодействие с Минфином. И вот так раз нашему вице-губернатору вместе с финансовым блоком правительства надо больше заниматься сбалансированностью бюджета. Мы общаемся и видим часть регионов, которые в конце года получают деньги на сбалансированность. А Орловская область здесь пока представлена плохо. А если взять, допустим, город Орел, у них высочайшая кредиторская задолженность. Они считают – от 300 до 900 миллионов будет «кредиторка», плюс кредитные ресурса порядка 2,5 миллиардов. И они, и другие муниципалитеты нуждаются в нашей поддержке. А мы нуждаемся в поддержке Минфина.

Поэтому заниматься нужно экономикой. На мой взгляд, сегодня это приоритет. Кто бы не пришёл сейчас исполняющим обязанности, а потом губернатором, нужно создать сейчас хорошую базу для развития. Прежде всего – для развития промышленности. Потом, на мой взгляд, - нужно в аграрном секторе привлечь переработку продукции. Ведь вырастить продукцию и просто её продать – это, с одной стороны, хорошо – это одна ситуация. А вырастить её, тут же переработать, оставить прибавочную стоимость в регионе – это новые рабочие места, новые доходы в бюджет. Вот сегодня на это надо обратить внимание.

А вслед за экономикой особое внимание нужно обратить на систему здравоохранения. Там очень много проблем. Начиная с закупок – смотреть жестко, взять под контроль каждую копейку, чем мы сейчас занимаемся. По моим поручениям Контрольно-счётная палата ни один раз выезжала, заводят уголовные дела. Сейчас – конкретно по Кромской больнице.

Следующий аспект – это ЖКХ. Это капремонт домов, канализации, газификация, водопроводы. Сегодня, особенно в сельской местности, это огромная проблема. Надо шире использовать возможности Фонда развития ЖКХ, министерства задействовать для того, чтобы, в том числе – за счёт федеральных средств, решать эти задачи. 

Взять, допустим, национальный проект «Благоустройство окружающей среды». Многое сделано. Но хотелось бы включить в него подпроект с компенсацией затрат на капитальный ремонт жилищного фонда. Потому что только за счёт средств жителей очень сложно это отремонтировать. Есть, допустим, дом которому сейчас уже нужен капремонт, а его ставят на 20-30 лет. Не обязательно целиком делать капремонт, но можно хотя бы крыши, отмостки, всё что нужно, чтобы дом не разрушался, нужно делать уже сегодня. А для этого тоже нужно привлечь федеральное финансирование.

Как не очень хорошие, негативные вещи, у нас – это долгострои. Они и с прежней власти достались Андрею Евгеньевичу. Например, тот же многофункциональный центр. Теперь ещё Красный мост. Школ нужно строить в год по 4-5. А для этого надо выбивать больше денег. Нужно стучаться во все двери.

Вот есть, допустим, Фонд развития промышленности. Другие регионы по 300, по 500 миллионов получают  под конкретные инвестиционные проекты. Что у нас происходит? Нам сейчас необходимо как с нуля строить новые производства, так и модернизировать сегодня существующие заводы. Чтобы они могли конкурировать, тем более – в санкционных условиях. О каком импортозамещения мы можем говорить на старом оборудовании? Это нереально. Да, сегодня Европа нам поставила заслон. Но Китай, другие страны, не поставили же.

Мы готовы дать налоговые льготы для того, чтобы инвестор пришёл, построил завод, в том числе – за счёт частичной компенсации из Фонда промышленности.

- Вы упомянули инвесторов, которые в другие регионы пришли, а к нам не пришли. Но если попытаться глазами инвестора на этот момент посмотреть – допустим, человек ничего не знает про наш регион и просто наводит справки. Бросается в глаза, что постоянно какие-то отставки на самом-самом верху…

- Я понял ваш вопрос. Это называется доверие к власти. А инвестор изучает все аспекты. Я не хочу сказать, что у нас инвесторов нет. По 50-60 миллиардов в год, инвестиционная деятельность ведётся. Я говорил о том, что нужно, чтоб было 100-150-200 миллиардов. Вот тогда мы увидим серьёзные рывки в экономике. А то, что происходит, на мой взгляд – это не нормально. Нужно хорошо использовать наш кадровый потенциал. Есть у нас хорошие кадры и в промышленности, и в агропромышленном комплексе, именно – местных. А когда человек приходит со стороны, с другого региона – он только два, три, а то и пять лет пытается хотя бы понять, куда он попал, и какие функции на него возложены. А потом обживается, заявление и ушёл в другой регион.

- А почему они уезжают?

- Я думаю, что тут принцип очень простой: рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Вот тот же Бутусов был замгубернатора. Ушел руководить департаментом в министерстве сельского хозяйства. Тот же Петров ушёл. С одной стороны, это и неплохо – люди пришли к нам, поработали, набрались опыта. И сегодня, с одной стороны – они работают в министерстве, и у нас есть уникальная возможность иметь лоббистов от Орловской области. Ведь именно здесь ему дали толчок. Ну, будь любезен – поработай на свой регион.

А с другой, есть примеры – люди наши, которые у власти в Москве долгие годы, а реальной помощи региону – ноль. Это неправильно. В том числе – и землячество наше нужно развивать широко. Потому что есть люди, которые в память о своей Родине готовы помогать развивать наш регион.

Нужно объяснять - товарищи инвесторы, мы с вас ничего не вымогаем, ничего не требуем, мы наоборот вам готовы помогать – приходите, стройте заводы. Свободная экономическая зона – есть льготы по налогам. Но там всего два-три резидента на 150 гектарах – это безмерно мало. Тем там можно было бы и больше расширять, если бы было бы кем. Здесь мы видим слабую работу прошлого руководства Корпорации развития. Пришёл один, поработал год-два, до свидания. Пришёл другой, пришёл третий… Это не нормально.

- Инвестор-то хочет прийти и работать десятилетиями в идеале…

- Совершенно верно. Чтобы были какие-то взаимоотношения. И самое главное – чтобы был чиновник, в хорошем смысле – служащий, который бы помогал. Государственный служащий должен служить – экономике, Орловщине, людям, которые просят и требуют помощи.

Вот на примере нового вице-губернатора – доктор наук, есть управленческий потенциал. Я надеюсь, что и возраст позволяет, и есть желание работать и проявить себя. А когда у человека глаза горят, я убеждён, что и дело будет. А там посмотрим. Но одно из условий я поставил – в конце года будем вас заслушивать, какую конкретно пользу вы принесли нашему региону. Какие федеральные программы, какие инвесторы. Я понимаю, что Александр Петрович пришёл в нелегкие времена. Ведется специальная военная операция, мы видим, что федеральный бюджет был принят с дефицитом около двух триллионов. Но нужно не потерять те программы и то финансирование, которые сегодня есть, чтоб с нас не срезали. А вторая задача – увеличить их и привлекать все возможные ресурсы.

Многие инвесторы спрашивают – а есть у вас аэропорт? Как положительный фактор отмечу – губернатор занимается сейчас этим вопросом. Я пока думаю, что грузовой аэропорт – он не пойдет. Сегодня нет таких инвесторов, которые бы возили грузили из Орловской области именно самолетами. Но пассажирские перевозки востребованы. И в Питер, и в Москву, и в Крым, и в Сочи, и в Ростов, и в Краснодар. И я считаю, что это будут рентабельные пассажирские перевозки малой авиацией.

- Получается, если обобщить, то идеальный губернатор Орловской области – это человек, который способен реализовывать инфраструктурные проекты, которые давно назрели. Человек, который в Москве способен «выбивать» финансирование.

- Идеальный губернатор – это не политик, это хозяйственник. Вы знаете, раньше в советское время была практика. И губернаторов, и председателей горисполкома избирал круг директоров крупных заводов. УВМ, Сталепрокатный завод, Ливныгидромаш и так далее.

Ведь что такое завод? Это от 3 до 15 тысяч работающих. Это экономика, это производство, это огромная социальная сфера. У каждого заводы были и детские сады, и шефство над школами, и дороги делали, и так далее. Это ЖКХ – котельные, сети. И человек, который поработал в реальном секторе экономики, уже подготовлен как управленец.

Поэтому это должен быть хозяйственник. Но явно не политик! Я всегда говорю, даже применительно к депутатам областного совета: да, мы избираемся и по партийным спискам, и одномандатники идут от партий. Но вот в 2021 году закончили выборы, и надо прекратить всякие там политические дебаты, прекратить все эти высказывания… Занимайтесь. Создайте свои партийные проекты, как мы это реализуем, «Единая Россия».

Мы должны заниматься принятием законов. Реализацией программ наказов избирателей. В рамках парламентского контроля смотреть за ходом исполнения тех или иных муниципальных и государственных программ. И не просто критиковать, а пытаться решать эти задачи вместе с исполнительной властью. Когда мы вместе, тогда будут решаться вопросы. Ведь даже среди депутатского корпуса есть крупные руководители, руководители социальных учреждений, которые имеют богатый опыт. И они готовы им поделится и с молодыми коллегами, и с чиновниками, которые по тем или иным причинам, мы видим, работают не в том направлении.

Так что хозяйственник, хозяйственник и ещё раз хозяйственник.

Да, есть проблемы. Например, тепла нет. Но это же не руководитель Шайкин не дал тепло. Есть управляющая компания. Между двумя субъектами есть определенные договорные обязательства. Жители наняли ту или иную управляющую компанию, а если она плохо работает – есть определенные рычаги. Вот здесь власть должна подключаться. Штрафовать, присылать жилищную инспекцию и так далее.

Отмечу, что исполнительная власть очень хорошо работает по районам. Когда мы еще видели в районах области скверы, парки, спортивные сооружения. Появляются.

- Исходя из того, что вы говорите, что губернатор должен быть хозяйственником, а не политиком… Сейчас если посмотреть на текущую ситуацию… Если просто зайти в телеграмм-канал Андрея Клычкова, то там процентов 70 материалов связаны со сбором грузов в зону СВО, то есть явно политизированные новости.

- Не соглашусь с вашей точкой зрения. Во-первых, за пять лет он уже набрался опыта. Во-вторых, насчет вашего неуместного комментария про СВО – первая задача у власти должна быть СВО, а потом уже экономика, социальная сфера. Мы живём уже фактически, давайте уже признаемся, в военное время. Я убеждён, что будет наша победа. Но наша-то задача – приблизить её. Наша задача тем ребятам, тем тысячам орловцев, которые призваны – постараться помочь в тех вопросах, которые сейчас есть.

Некоторые критикуют – вот, тепловизоры просит какое-то подразделение. Я понимаю этих ребят – ***** сейчас совсем другая. Вот есть, допустим, подразделение в 40 человек. Зенитно-ракетное подразделение. Но их же ночью нужно охранять. А что такое ночь? Часовые стоят. Но сейчас ползают всякие, гранаты бросают, вырезают буквально целыми подразделениями. А с тепловизорами охранник стоит и видит ночью все передвижения. Это безопасность, это жизнь людей. Надо этим заниматься. Генераторы надо? Надо. Банальные доски. Дрова даже – Украина, какие там леса. Вот мы этим и занимаемся. И я, и губернатор, исполнительная власть.

Я часто привожу примеры про «Единую Россию» - ну, я секретарь «Единой России». Перелыгин будет говорить за «Справедливую Россию», Дынкович или Иконников – за КПРФ. Так вот, уже более 13,5 тысяч тонн «Единая Россия» уже отправила. Это огромное количество. Причем, мы гуманитарку отправляем не только бойцам нашим, но и жителям. Представляете, в каких условиях они живут, когда их бомбят, идёт *****, не работают магазины. А им надо кормить семью, во что-то одеваться, чем-то отапливать. И вот наши строители едут восстанавливать те населённые пункты, которые мы освободили.

А в начале февраля мы опять едем. Обратились к нам наши ребята-десантники. Выходит техника из строя. Вот мы купили в подарок УАЗик-«буханку». Поедем, передадим нашим солдатам. Ну помимо автомобиля повезём то, что требуется десантникам. А десантники – это кто? Это как ЧВК «Вагнер», это на первой линии. На мой взгляд, им в первую очередь нужна помощь.

Мы, кстати, один из регионов, отмеченных федеральной властью. Четвертое место и по освещению, и по работе. Маленький регион. На первом месте Москва, потом Московская область, Санкт-Петербург. И четвертое – Орловская область.

- А Белгородская, Курская, Брянская?

- Ну, у них там военное положение. Я, когда вернулся с Валуек Белгородской области, собрал оперативное совещание и сказал: «Знаете, коллеги, я рекомендую каждому съездить туда. Вы совершенно поменяете своё отношение». Белгородская область живёт другой жизнью. Был там со своим коллегой, Клепиковым Юрием Николаевичем [спикером Белгородского облсовета], и он остался в Валуйках. Это приблизительно 170 километров от Белгорода. Только мы тронулись, проехали километров 50. Он звонит: «Представляешь, сейчас прилетело. Разбомбили ремзавод, где мы технику военную чиним. 200-х (погибших – прим. «ОН») нет, но 14 человек ранены». Они живут этим, это регионы особые.

- Вернёмся к региональной повестке. В последнее время были случаи, для Орловской области, может, не очень привычные, когда законодательная власть прямо заявляла о позиции, прямо противоположной позиции исполнительной власти. Помните, повышение тарифов…

- Минуточку, это у нас часто бывает. Если исполнительная власть в лице руководителей департаментов назначаются, и они видят мир сквозь призму своего кабинета и служебного автомобиля, то мы избираемся и нам держать ответ перед избирателями. И если мы видим, что неправильное принимается решение, естественно, мы открыто свою позицию высказываем. И не должно быть у нас «одобрямс», «одобрямс»… Это ненормально. В таком случае появляется больное общество, и в итоге оно приведёт к деградации.

У нас есть депутаты разные. Причем, нужно понимать, что депутаты – это мои коллеги, не подчинённые. Они подчиняются только своим избирателям и отчитываются перед ними. Поэтому мы ведём конструктивный диалог, и если действительно есть огромный рост тарифов или какая-то проблема, когда мы возмущались, чтобы не удерживали денежных средств с солдат – это наша позиция. Поэтому, это нормальная ситуация, когда мы спорим с исполнительной властью. Потому что за нами стоят люди. Это не значит, что война какая-то. Это нормальная позиция по защите интересов жителей.

- Какие планы у Орловской «Единой России» на выборах губернатора-2023?

- У нас есть вертикаль власти. У меня есть секретарь генерального совета партии Андрей Анатольевич Турчак. По уставу генеральный совет партии утверждает кандидатуру. Да, у нас есть яркие кандидаты, но я жду решения прежде всего президента. Потому что «Единая Россия», прежде всего, партия президента. Нас создавал Владимир Владимирович. Поэтому какое решение примет президент, такое мы и примем. Поэтому мы ждём решения. Я думаю – февраль-март, и какое-то решение примут.