#ОмскМеняется: Что дала нам бережливая поликлиника?

2019-12-05 17:00:59

Все детские поликлиники города перешли на новые технологии работы, суть которых состоит в сбережении времени и нервов пациентов и медиков.

Очереди, очереди, очереди... Совсем недавно это слово практически у всех ассоциировалось с детской поликлиникой. В регистратуру очередь, за талонами - очередь, на кровь и к педиатру — огромные очереди. Отсюда недовольство родителей и многочисленный жалобы на работу медучреждений.

После внедрения во всех детских поликлиниках города бережливых технологий ситуация кардинально стала меняться. Что же это за технологии, которые, по заявлениям областных властей, теперь намерены внедрять во всех медицинских учреждениях региона?

ЯПОНСКАЯ СИСТЕМА 5С

Суть «Бережливой поликлиники» состоит в сбережении ресурсов, времени и нервов не только пациентов, но и медиков — всем должно быть комфортно. Кстати, слово «бережливая» заимствовано из западной концепции «бережливого производства», направленной на устранение всех видов потерь. Впервые ее принципы были сформулированы на автозаводе Toyota в Японии.

Один из этих принципов - система 5S:

Реализовывать проект стало министерство здравоохранения РФ совместно с госкорпорацией «Росатом». Основываясь на принципах бережливого производства, они разработали новую логику приема и распределения посетителей, работы врачей и лабораторий, разделения потоков больных и здоровых пациентов.

Пилотный проект «Бережливая поликлиника» запустили в Ярославле, Севастополе и Калининграде в 2016 году, и он дал ошеломительные результаты. Ожидание очереди в регистратуре сократилось в 4 раза, у кабинета врача – в 8 раз. Организация колл-центра в поликлинике позволила пациентам быстрее дозваниваться, а организация рабочего места врача позволила ему уделять больше времени пациенту.

Решено было продвигать проект во всех регионах. Омская область взялась внедрять бережливые технологии в 2017 году в трех поликлиниках — двух взрослых и одной детской. И это тоже дало хорошие результаты: время ожидания пациента у регистратуры сократилось в 4 раза, у кабинета – в 3 раза, записи на повторный прием – в 17 (!) раз.

Сегодня в проект вступили все детские амбулаторные учреждения города, с 2020 должны подключиться все районные.

КАК ПОПАСТЬ К ВРАЧУ БЕЗ СТРЕССА?

К счастью, такое стало возможным. В ГДБ №4 начали заботиться о комфорте пациентов еще до внедрения бережливых технологий.

Очереди исчезли не только к педиатрам и узким специалистам, но и «на кровь».

Уже сейчас во многих медучреждениях ввели должность «картоноши». Это медработник, который забирает карточки в регистратуре и разносит их по кабинетам. Таким образом, меняется функция регистратуры.

Еще одним доказавшим свою эффективность новшеством стало создание на базе каждой поликлиники колл-центра. Теперь звонки от родителей маленьких пациентов принимают специально обученные операторы. Они регистрируют вызовы врача на дом, откладывают талоны к терапевту и узким специалистам, консультируют по другим вопросам. С появлением колл-центров родители стали быстрее дозваниваться до поликлиник, а у работников регистратуры появилось еще больше времени на посетителей, и они стали чаще улыбаться.

Для детей, обратившихся в поликлинику с признаками респираторного заболевания, открыли кабинеты доврачебной и неотложной помощи. Таким образом разделяются потоки больных и здоровых пациентов. Больных пациентов направляют в этот кабинет и в дни здорового ребенка, когда принимают детей до года, это позволяет избежать распространения инфекции среди малышей.

Если говорить о комфорте, то в поликлиниках появились комнаты матери и ребенка, игровые зоны для детей и даже телевизоры с мультфильмами. В некоторых учреждениях вместо жестких стульев, приваренных к полу, появились удобные мягкие диваны.

Все жители Левого берега помнят, каким было крыльцо детской городской поликлиники №2 имени В. Е. Скворцова. Сейчас его не узнать. Удобные перила, большие светлые окна, отдельное помещение для колясок, запланирован отдельный вход в кабинет доврачебной и неотложной помощи. Ремонт в регистратуре еще не закончен, но движется к завершению.

Принципы «бережливого производства» напрямую коснулись и самих врачей. Для них по-максимуму оборудовали рабочие места. В идеале на столах медработников теперь только компьютер, не должно быть лишних бумаг, журналов, карт пациентов и личных вещей. Это позволяет не отвлекаться и координировать свою работу так, чтобы больше времени уделять маленькому пациенту. К слову, изначально врачи восприняли нововведения негативно, а теперь сами видят, что работать стало гораздо лучше и эффективнее.

ПОЧТИ 200 МИЛЛИОНОВ В ГОД

Проект Минздрава РФ «Бережливая поликлиника» включен в Национальный проект «Здравоохранение». Участвующие в проекте поликлиники в течение трех лет получают необходимое медицинское оборудование (2018-2020 годы) из федерального бюджета. В 2018 и 2019 годах Омская область получила на эти цели по 196 млн рублей. В 2020 году запланированы 199 млн рублей.

На эти деньги в прошлом году было приобретено 220 единиц техники, среди них цифровые рентгеновские комплексы, кардиографы, аппараты УЗИ и многое другое. В этом году приобретена 121 единица техники.

Для понимания, стоимость одного рентгеновского цифрового стационарного аппарата составляет почти 10 млн рублей. О таком оборудовании нашим детским поликлиникам приходилось только мечтать!

В 2020 году планируется установка аппарата МРТ стоимостью 90 млн рублей в ГДКБ №2 им. В.П. Бисяриной, а также .приобретение еще 3 цифровых рентгеновских аппаратов и окончание укомплектования всех поликлиник необходимой техникой.

В конце хотелось бы добавить несколько слов от себя, как родителя ребенку, периодически бывающего в детской поликлинике №2. Здесь реально стало лучше. Раньше к педиатру приходилось сидеть по три (!) часа, сейчас можно отложить талон в электронной регистратуре и практически без ожидания (минут 10-15) попасть в врачу.

А это фотография сделана в 9 часов утра у кабинета на кровь. Никого. Да, в 8 была очередь, но не потому что талонная система не работает, а потому что все равно приходят к восьми, не взирая на предложенное время.

Ну а новый вход с колясочной, куда помещается до 40 колясок — просто супер!

Омские детские поликлиники меняются, и если такие же перемены произойдут со всеми остальными медучреждениями региона, благодарных пациентов будет в десятки раз больше.