РИА «Омск-информ» и эксперты проанализировали слегка изменившийся состав правительства с рекордным количеством замов губернатора.

Вчера на оперативном совещании губернатор Омской области Виталий Хоценко рассказал, что определился со своей новой командой. По некоторым данным, формирование правительства затянулось на 70 дней из-за неудавшейся попытки пролоббировать на федеральном уровне введение должности председателя этого самого правительства. А также из-за бюрократических проволочек с согласованием кандидатур некоторых глав ведомств.

В целом в поведении чиновников, покидающих почти трехчасовое совещание, читался их новый статус. С облегчением вздыхал вице-губернатор, министр труда и соцразвития Владимир Куприянов, радостно, будто школьник на переменку, выскочил министр имущественных отношений Евгений Козлов. Эти представители кабмина остались работать. Уходящий министр спорта Дмитрий Крикорьянц, ни на кого не глядя, с букетом цветов, проскользнул по коридору. Новенький первый заместитель губернатора Рустам Мингазов победно расхаживал, как будто сживаясь с высокой должностью. Вице-губернатор Олег Заремба с нервно горящими глазами проследовал к своему кабинету: он усидел в кресле, но явно осознает, что с трудом.

«Омск-информ» вместе с пулом постоянных экспертов внимательно изучили все кадровые изменения в правительстве.

Заманить из других регионов

Представленная структура не стала неожиданной: глава региона обзавелся двумя первыми заместителями, девятью рядовыми заместителями и 12 министрами. 13-й министр, по молодежной политике, появится чуть позже и, вероятно, уже после Нового года. Кандидатура 14-го, главы Минтранса, пока согласовывается.

Бросается в глаза рекордное количество заместителей губернатора: их число с 9 выросло до 11 «негритят». Анонимный эксперт редакции пояснил, зачем столько зампредов.

Комментируя журналистам назначения, Хоценко не скрывал, что отвел своему соратнику, а теперь и первому заместителю Рустаму Мингазову ключевую роль в команде. Последнему поручено курировать стратегические ведомства: министерство промышленности и министерство экономики региона.

Наследство Буркова

Вопреки прогнозам, ставленник предыдущего губернатора Дмитрий Ушаков усидел в кресле первого зама. Ему доверят Минсельхоз, Минприроды,  ГУ лесного хозяйства, а также проблемные «безгазовые» северные районы.

Невольно напрашивается аналогия с кадровой политикой Александра Буркова, когда тот поручил своему заместителю Татьяне Вижевитовой самый бесперспективный фронт работ: контролировать незаконный вывоз леса. А спустя пару месяцев уволил, не дожидаясь Нового года и не дав чиновнице доработать три месяца до пенсии. Не исключено, что подобным образом обойдутся и с Ушаковым. Другое дело, любимчику Буркова далеко до заслуженного отдыха, он не женщина и не страдает смертельными заболеваниями.

Удалось удержаться и Олегу Зарембе в должности освобожденного вице-губернатора. Анонимный эксперт агентства считает, что это ненадолго.

Еще одна неочевидная соратница Буркова, Анна Марухина, осталась на посту руководителя аппарата губернатора и правительства Омской области. Собеседник редакции утверждает, что заслуженно.

Несмотря на очень шаткие позиции, остались работать министр культуры Юрий Трофимов и министр имущественных отношений Евгений Козлов.

Главу Минкульта губернатор увязал в одну команду с министром образования Иваном Кроттом, поручив плотно взаимодействовать. Проще говоря, посадил чиновников «на буксир» друг к другу.

Анонимный эксперт в правительстве Омской области говорит, что статус Трофимова по-прежнему ненадежен.

А у чудом сохранившегося министра имущественных отношений Евгения Козлова имеется «прицеп». В Центральном районном суде уже второй год рассматривается уголовное дело по ч. 1. ст. 293 УК РФ «Халатность». По версии следствия, в 2020 году Козлов обладал полномочиями, но не реализовал их, оставив без квартир десятки детей-сирот. Собеседник редакции связал решение губернатора с кадровым голодом.

В команде Виталия Хоценко четыре новичка: первый заместитель Рустам Мингазов, министр здравоохранения Артем Наркевич, министр по делам молодежи, физической, культуры и спорта Иван Колесник и министр природных ресурсов и экологии Татьяна Хавронина.  О Мингазове рассказывал сам губернатор, о чем сообщалось выше. На остальных фигурах остановимся подробнее.

«Пиджак» Артем Наркевич

О 35-летнем министре здравоохранения Артеме Наркевиче известно немного. Он окончил Красноярский медуниверситет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого по специальности «Лечебное дело». В этом же учреждении дослужился до должности декана медико-психолого-фармацевтического факультета.

В последнее время работал проректором Южно-Уральского государственного медицинского университета в Челябинске, а 30 октября 2023 года стал советником губернатора Омской области по вопросам здравоохранения. Наркевич является финалистом конкурса управленцев «Лидеры России 2020».

По некоторым данным, губернатор Виталий Хоценко хотел поставить другого специалиста, но обстоятельства сложились иначе. И Наркевича ему «порекомендовали».

Инсайдер, знакомый с ситуацией, утверждает, что основные трудности у свеженазначенного  управленца впереди: он не работал по специальности.  Наркевича могут «съесть» местные медицинские элиты.

Поэтому пока сложно делать прогнозы относительно карьеры Наркевича в омском правительстве.

Хавронина и передел «мусорного» рынка

В омское Минприроды Татьяна Хавронина пришла из федеральных структур. Она возглавляла департамент госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды РФ. Потом работала заместителем исполнительного директора Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна». И в этом статусе числилась до последнего времени.

Анонимный эксперт считает, что ее появление в Омской области не случайно. Федеральные власти намерены поделить «мусорный» рынок, сместив еще одно наследство Буркова – регоператора «Магнит».

Напомним, «Магнит» фигурирует в уголовном деле о превышении должностных полномомочий неустановленными чиновниками РЭК. Силовики полагают, что мусорный оператор и генподрядчик «Экос» завысили стоимость транспортировки ТКО, что привело к росту тарифов.

Тем не менее обратного пути нет: Татьяна Хавронина утверждена в должности министра природных ресурсов и экологии.

Министр по делам молодежи, физической культуры и спорта Иван Колесник получил образование в Омской академии МВД, в СибГУФКе и в Сибирской академии государственной службы.

До работы в Минспорта трудился директором в школе единоборств «Шторм» знаменитого бойца Александра Шлеменко.  В ведомстве с июля 2020 года – начинал в должности заместителя главы министерства, с 5 марта 2022-го стал первым заместителем.

Источник в ведомстве пояснил, что, вопреки сложившемуся мнению, Колесник не подсиживал своего предшественника Дмитрия Крикорьянца. Последнего безуспешно пытались выжить еще соратники Буркова. И в итоге Крикорьянц потерял активность и интерес к работе.

То есть Колесник просто выглядел более активным на фоне своего руководителя и получил пост министра.

Силовики здесь главные

Эксперты оценили новую команду с точки зрения сбалансированности кадров. Бывший представитель МИДа в Омске, депутат Госдумы I созыва Александр Минжуренко признался, что не знаком с чиновниками.

Другой эксперт, анонимный собеседник в правительстве Омской области, обратил внимание, что Хоценко, как и Бурков, делает ставку на соратников.

Но Бурков, по словам собеседника агентства, был более самостоятельным в своих решениях, а Хоценко ориентируется на опыт старших товарищей из Ставрополья. Эксперт отмечает, что омские губернаторы – не главные в регионе.

При этом министров вряд ли стеснит в действиях новация – заключение договоров всего на год.

Зарембу зря оставили

Тогда как экс-омский политолог, а ныне завкафедрой в СЗИУ РАНХиГС Инна Ветренко положительно оценила команду, заметив, что стоило уволить Олега Зарембу.

По мнению политолога, у министра здравоохранения Александра Мураховского наступило выгорание. И его экстренно заменили на Артема Наркевича.

Еще предстоит себя проявить

Подытоживая вышесказанное, можно прийти к следующим выводам. Губернатор Виталий Хоценко, как молодой руководитель, ориентируется на опыт коллег, старших товарищей с прежних мест работы. В частности, формирует ближайшее окружение соратников. Местные кадры оставил на сферах жизнеобеспечения региона, а новичков в основном взял «со стороны». Исключение составляет только министр спорта Иван Колесник, «пересидевший» своего предшественника.

Еще один заимствованный из ставропольской практики тренд – «клонирование» замов,  привел к тому, что у Хоценко теперь 11 заместителей.  Представляется, что это максимально освобождает от ответственности первое лицо региона. Да и для дотационной области такое количество высокопоставленных чиновников слишком «жирно».

В целом пока собственный политический «почерк» у губернатора только прослеживается, и могут случаться какие-то недочеты. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Но в целом правильнее действовать с оглядкой и внимательнее контролировать подчиненных, учитывая, что главными в регионе многие считают силовиков и местные элиты. Губернатору еще предстоит пройти этот путь по достижению баланса.