Каждый год уборка снега в Омске вызывает шквал критики горожан. Есть ли шанс на исправление ситуации или не нужно ничего менять?

Существует много шуток относительно того, что зима всегда приходит внезапно, но омские коммунальщики вряд ли смеются над этим. Каждое начало зимы для них – это в буквальном смысле слова как снег на голову. Как бы ни готовились городские службы к зиме, как бы ни «тренировались», все равно первый снегопад вызывает негодование простых обывателей – свою злобу омичи обычно выплескивают в соцсетях. Так было и в конце октября, когда в городе прошел первый снегопад. Омичи жаловались даже на плохо почищенные центральные улицы – не то что второстепенные. И это в октябре, когда выпало менее 10 см снега. А если на город обрушится действительно мощный снегопад, когда за сутки выпадет 20–30 см снежных масс?! Что тогда будет?

Омичи уже наверняка позабыли, насколько серьезными могут быть последствия стихии. К примеру, 18 ноября 2006 года на Омск за сутки выпало 45 сантиметров снега – город оказался полностью парализован, в нем был объявлен режим ЧС. То же самое произошло спустя 9 лет – 22 октября 2015 года, когда Омск засыпало чуть ли не метровыми сугробами. Горожане тогда бросали свои машины и шли с правого берега на левый пешком.

Не повторится ли подобное сейчас, если Омск вновь неожиданно окажется во власти снежной стихии? С этим вопросом мы обратились к экспертам и чиновникам мэрии и получили от них неожиданно оригинальные ответы.

Традиционно за уборку городских дорог от снега в Омске отвечает бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». Это огромная структура с сотнями единиц техники и более чем 1000 сотрудниками, работающими в пяти ДЭУ. На содержании УДХБ находится порядка 1600 километров дорог, и далеко не все их чистят от снега сразу.

Еще со времен мэра Вячеслава Двораковского очистку города от снега зимними вечерами начинают от окраин к центру. Чиновники городского департамента городского хозяйства объясняют это тем, что окраины менее загружены и чистить снег там проще. А убирать завалы в центре Омска физически возможно только глубокой ночью – когда трафик снижается в разы. В прошлом году урбанист Сергей Костарев предложил для ускорения уборки снега полностью перекрывать такие улицы, как Красный Путь, Гагарина и Маркса. Но в городском управлении дорожного хозяйства и благоустройства эту идею не оценили.

Как и в минувшие зимы, этой зимой в городе также на дороги будут высыпать десятки тысяч тонн песко-соляной смеси, а также десятки тонн реагента. К последнему у автолюбителей особые претензии – с появлением на дорогах «химии» машины омичей стали ржаветь значительно быстрее. В мэрии это никак не комментируют, зато обещают использовать «химию» только в центре города. На окраинах она и так бесполезна.

Зато все дороги города активно посыпают песком, который потом дорожным рабочим до середины лета приходится убирать. И здесь в ближайшие годы, а скорее всего, десятилетия, ничего не изменится – основным инструментом наведения порядка в городе останется простая лопата и орудующий ею рабочий. При этом коммунальщики напоминают, что они не обязаны чистить от снега весь город.

Традиционно самый болезненный вопрос – это оснащенность парка снегоуборочной техники. В Омске ее хронически не хватает. Всего в парке УДХБ насчитывается порядка 700 единиц спецтехники, из которых на борьбу со снегопадами выйдут 380 машин.

Обозреватель РИА «Омск-информ» побывал на одной из баз УДХБ, где внимательно рассмотрел машины, которые уже вот-вот бросят на борьбу со снегопадами. Надо сразу сказать, что перечень техники – разношерстный. Здесь есть и старые советские трактора МТЗ-80, ДТ-75 и Т-170, и современные КамАЗы с мощными отвалами, а также спецтехника, предназначенная для очистки пешеходных зон, парков и скверов.

Стоит на территории ДЭУ и, пожалуй, самый легендарный омский грузовик – «ЗиЛ 131» 1967 года выпуска. О нем говорил еще прежний главный коммунальщик Омска Владимир Казимиров.

Правда, зимой ветеран дорожного хозяйства города находится на покое – эта машина используется только в летнее время для ремонта дорог – на ЗиЛе возят асфальт.

Несмотря на обилие самосвалов, коммунальщики зимой планируют прибегнуть к помощи сторонних транспортных компаний, которые будут им помогать вывозить снег.

А чтобы объем снежных масс, которые нужно вывозить из Омска, уменьшился, в городе планируют построить снегоплавильный пункт. Правда, дальше планов здесь дело не пошло. Сначала этот пункт планировали сооружать в районе «горбатого моста» на берегу Оми, потом решили перенести ближе к центру и воздвигнуть рядом с «Триумфом» в районе уже Фрунзенского моста. Но в этом году снег в Омске снова плавить не будут – «снегоплавилку» даже не начинали строить.

 

Поэтому, как и прежде, выпавшие осадки будут возить за город. Обычно это 600–800 тыс. кубометров снега за сезон.

Бывший первый вице-мэр Омска (2005–2011), экс-глава департамента городского хозяйства Владимир Потапов не уверен, что городу уж очень сильно нужны снегоплавильные пункты.

Что касается в целом уборки снега и содержания дорог, то, по словам эксперта, это целая наука и «рецепт» решения проблем здесь простой.

Эксперт в сфере ЖКХ Александр Лихачев оказался даже более категоричен, чем Владимир Потапов. Он уверен, что городские коммунальщики с учетом тех сил и средств, что есть, хорошо справляются с поставленным задачами по уборке снега. А все нарекания, которые простые омичи и чиновники высказывают в адрес прежнего руководителя УДХБ Владимира Казимирова и нынешнего – Галины Зурнаджан необоснованны. Лихачев в плане уборки городских территорий сравнил Омск с Волгоградом и «передал привет» всем недовольным.

Председатель Общественного совета при Минэнерго Александр Бурых говорит о том, что почистить снег во всем городе сразу физически невозможно.

То же самое касается не только уборки снега в целом в городе, но и очистки от него конкретной придомовой территории. Здесь тоже омичи должны понимать, что не все делается сразу.

Что бы ни говорили чиновники и эксперты, но вряд ли в ближайшие 10–20 лет в Омске что-то кардинально поменяется с уборкой снега и с подходами к организации этой работы. Ведь, пока будет сохраняться хронический дефицит средств как на покупку новой техники, так и на зарплаты рабочим, очень сложно будет качественно очищать город от снега. Как нельзя одним одеялом укрыть 10 человек, так нельзя и требовать от 10 человек сделать ту же работу, которую по-нормальному должны выполнять 100 сотрудников.

Да, городские власти будут покупать новую снегоуборочную технику, но она пойдет на замену той, которая уже физически исчерпала свой ресурс и стала металлоломом. Надеяться омичам, что город вдруг станут убирать 5000 машин вместо 380, точно не нужно. Да и ждать подвигов от подчиненных Галины Зурнаджан тоже не стоит – они будут работать ровно так, как им платят. Поэтому ничего грандиозного в плане уборки территорий от снега в ближайшие годы в Омске не будет, тактика уборки тоже не изменится, как и количество людей/техники, задействованных в ней.