Перед победителями выборов встанет непростая задача: разгрести целый ворох проблем, копившихся годами. Удастся ли им осчастливить омичей?
Избирательная кампания в Омской области вышла на финишную прямую, и уже скоро будут объявлены победители голосования. Фанфары отгремят, и новые обладатели депутатских корочек столкнутся с целым ворохом проблем, не решенных их предшественниками. В общем-то, это именно то, ради чего люди избирают своих представителей в Госдуму и региональные парламенты.
РИА «Омск-информ» подготовило подборку топ-10 насущных проблем общероссийского и регионального масштаба, которые требуют решения. Вряд ли они сильно отличаются от наказов, данных избирателями претендентам на депутатские мандаты.
Пять лет назад, в 2016-м, когда омичи выбирали депутатов предыдущего созыва, дороги в Омске и области были далеки от идеала. Потом был запущен федеральный проект «Безопасные качественные автомобильные дороги», и ситуация начала постепенно меняться. На омские дороги пошли первые целевые миллиарды.
По данным Минстроя на 2021 год, объем регионального дорожного фонда составил 14 млрд рублей. Всего в нынешнем году отремонтировали 250 километров дорог. В городе приведено в порядок 26 магистралей на 800 млн рублей. Таким образом, в нормативное состояние в городе привели 43% городских магистралей и 74% - областных. Тем не менее состояние дорог все еще оставляет желать лучшего.
Фронт работ предстоит немалый, особенно это касается подъездных путей к сельским населенным пунктам. Достаточно вспомнить, что в июле жители деревни Верхний Карбуш Омского района обратились к канцлеру Германии Ангеле Меркель с просьбой помочь отремонтировать дорогу. Немецкий лидер жителям российской глубинки не помогла, но местные власти пообещали с ремонтом дороги помочь. Карбушевцы ждут. Как и жители десятков населенных пунктов по всей Омской области.
Свежеизбранным депутатам придется вновь и вновь окунуться в эту проблему с головой, регулярно выслушивая жалобы местных жителей на состояние дорог. Парламентариям нужно будет выступать и в роли лоббистов, и в роли контролеров: сегодня уже недостаточно выбить деньги на ремонт, нужно еще и следить, чтобы потратили грамотно.
Благоустройство зеленых зон и ремонт дворовых территорий тоже стало одним из государственных приоритетов, но денег катастрофически не хватает. И если на парки и скверы федералы их еще выделяют, то дворы ремонтируются по остаточному принципу. В этом году в миллионном Омске приводят в порядок всего 16 дворов , финансирование составляет 25 млн рублей. Понятно, что на эти деньги особо не разгуляешься. Очевидно, что на федеральном уровне нужно лоббировать увеличение сумм на приведение в порядок дворовых территорий. И это работа депутатов.
Что касается благоустройства скверов, то здесь возникает много вопросов и по качеству работ, и по срокам их проведения. Достаточно вспомнить мытарства с Советским парком и сквером Молодоженов, проблемы с реконструкцией площади перед ДК «Звездный». И это только Советский округ.
Сейчас идет глобальная реконструкция парка «Зеленый остров», которая растянется на три года. Впереди благоустройства микрорайона "Прибрежный" и другие серьезные объекты. Без регулярного депутатского контроля здесь тоже никуда. Причем включаться народным избранникам нужно уже на этапе проектирования: омичи жалуются, что по всему городу "лепят" одно и то же, причем не самого лучшего качества.
Строительство детских садов и школ входит в федеральные проекты, однако в новых микрорайонах Омска по-прежнему ощущается острый дефицит социальной инфраструктуры. Яркий пример - микрорайон «Амурский-2», где в этом году открыли самую большую школу в Омской области. Туда набрали аж 16 первых классов. Очевидно, что в этом жилмассиве нужна еще одна такая же школа. И так по всему городу: квадратные метры сдаются, а дети из новостроек потом вынуждены ездить в школу в другие районы.
То же самое касается и детских садов. На ближайшие годы в Омске запланированы 9 садиков, но этого все равно мало. Депутатам нужно активнее поднимать эти вопросы и на региональном уровне, и на федеральном. Это именно то, чего ждут от них избиратели.
Проблема №4. Ветхие коммуникации: дело – труба
Еще в 2019 году Минстрой РФ озвучивал, что 29% сетей тепловых в стране нуждаются в замене. Чтобы предотвратить коммунальные аварии, ежегодно необходимо приводить в порядок 4-5 % инфраструктуры. Это 300 млрд рублей в год.
Омские тепловые сети изношены на 73%, и с каждым годом ситуация усугубляется. Отсюда аварии, как это было зимой нынешнего года. Омичи жаловались на холодные батареи, когда столбики термометров показывали -36 градусов. Решение вопроса напрашивается само собой – ресурсоснабжающим организациям нужно включать ремонт теплосетей в инвестпрограммы. То же самое касается и водопроводных сетей. Такая мера позволила бы избежать аварий. Работать в этом направлении - прямая задача депутатов нового созыва.
Проблема №5. Экология: кто испортил омский воздух?
Эта проблема особенно актуальна для Омской области. В конце августа в Омск приезжала вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, курирующая экологический блок. Чиновница хотела разобраться с источниками загрязнения воздуха и свалками, давно требующими рекультивации.
Главных загрязнителей омского воздуха чиновники не называют уже пятый год подряд, что только усугубляет ситуацию. Властям на местах нужны дополнительные полномочия, чтобы бороться с нарушителями экологического законодательства, а датчики на трубы заводов нужно вешать уже сейчас, а не ждать еще 8 лет. Здесь без активной позиции депутатов Госдумы не обойтись.
Что касается свалок, то их рекультивация должна начаться уже в следующем году. Хотелось бы, чтобы народные избранники тоже взяли это на свой контроль и спрашивали с Минприроды о ходе работ. В конце концов, депутаты дышат одним воздухом со своими избирателями. Не так ли?
Совершенно обыденным явлением стало, что все коммунальные услуги неуклонно дорожают со 1 июля. Суммы, казалось бы, незначительные, но в итоге набегают немалые цифры за газ, отопление, воду, свет и содержание жилья.
Простой пример – за обращение с ТКО (вывоз мусора) с 1 июля 2021 года омичи платят 102,62 рубля с человека в месяц в благоустроенных квартирах и 113,28 рубля в частных домах. Ранее горожане платили 87,38 рубля с человека. В районах области эта услуга со второй половины 2021 года выросла с 87,09 до 93,71 рубля в месяц с человека. Если произвести нехитрые подсчеты, выйдет немалый «привес».
Сдержать постоянно дорожающую коммуналку возможно на федеральном уровне. Этим должны заниматься депутаты Госдумы.
Помимо общефедеральных, есть у Омска и свои, особые проблемы. В городе находится масса предприятий, входящих в вертикально интегрированные холдинги с головным офисом в Москве или в Санкт-Петербурге. Местные ресурсы использует, экологию ухудшает, а налоги платит по месту основного зарегистрированного производства. Несколько лет назад тему поднимали депутаты Заксобрания Омской области, но изменить ситуацию не удалось.
Более того, уже три года прослеживается тенденция к массовому исходу бизнеса из Омска. Предприниматели перерегистрируют свои компании в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, - там, где более эффективно развиваться. Из последних примеров - «Алкогольная Сибирская группа» Андрея Стрельца. Теперь она платит налоги в Подмосковье. Список можно продолжать.
Возможно, среди новых депутатов найдутся те, кто сможет остановить эту порочную практику ухода средств крупных предприятий из казны Омской области.
Еще одна чисто омская тема – долгострои: метро, гидроузел и международный аэропорт «Омск-Федоровка», уже давно ставшие притчей во языцех. Метро начали рыть еще в 1993 году, но к настоящему моменту сделали лишь три станций. В итоге региональные власти решили законсервировать недострой и уже приступили к работам. Позже возникла идея использовать инфраструктуру метро и соединить ее с наземным транспортом. Сейчас решают, как это сделать.
Строительство Красногорского гидроузла на Иртыше велось с 2011 года и остановилось в 2015 году. Объект так и не достроили. Вероятно, готовая часть гидроузла тихо разрушилась бы со временем. Однако вице-премьер РФ Виктория Абрамченко во время своего недавнего визита в Омск распорядилась достроить объект.
Завершение объекта обойдется бюджету в 9,5 млрд рублей. Это должны быть федеральные средства и выбивать их предстоит новоиспеченным депутатам Госдумы.
С «Омск-Федоровкой» ситуация более запутанная. Региональные власти периодически заявляют об интересе со стороны потенциальных инвесторов, но все упирается в то, что взлетно-посадочную полосу и аэродромную инфраструктуру должны строить за счет федеральных средств. А они не выделяются. Задача для депутатов предельно ясна.
В новом Генплане Омска до 2040 года говорится о необходимости сохранения частного сектора. Однако в городе наблюдается явный дефицит земельных участков для строительства жилья и социальных объектов именно из-за превалирования малоэтажного строительства. Заброшенные, полуразрушенные дома встречаются и в центре, и на окраинах Омска. А городу нужны новые детсады, школы, жилье.
Авторитетный эксперт в сфере градостроительства, заместитель генерального директора, начальник градостроительного отдела ОАО «Омскгражданпроект» Лариса Маслова уверена, что частный сектор в миллионном городе нужно расселять:
Недавно городские власти объявили о предстоящем расселении частного сектора в районе поселка Каржас на Левобережье, с 1-й по 7-ю Северную, на Линиях и Рабочих улицах. Однако без системного подхода и помощи депутатов проблему не решать. К вопросу нужно подходить комплексно.
Как известно, сейчас в Омске разрабатывается новая транспортная схема, признанная, с одной стороны, разгрузить центр Омска, а с другой, объединить в одну сеть городское и пригородное сообщение. Учитывая важность общественного транспорта для города-миллионника, избранным депутатам нужно буквально с первых дней работы включаться в этот процесс. Иначе троллейбусы так и будут ездить "до Водников", все дороги в центре будут забиты маршрутками, а на окраины города будет нереально уехать после 7-8 часов вечера.
Мнения экспертов
Бывший мэр Омска Вячеслав Двораковский, имеющий богатый опыт депутатской работы, считает, что вопрос первостепенной важности для нового созыва – урегулирование межбюджетных отношений.
В свою очередь, учредитель винного бара и магазина «Одно вино», директор по развитию холдинга RS-project Максим Борцов считает, что депутатам предстоит решить три взаимозависимые задачи.
Совладелец управляющей компании и эксперт в сфере ЖКХ Александр Лихачев считает, что депутаты должны прежде всего работать на своих округах.
По словам Александра Лихачева, и законодательная работа депутатов тоже важна. Особенно это касается платы за коммунальные услуги.
Можно резюмировать, что новым депутатам необходимо работать как на своих избирательных округах, так и инициировать новые законопроекты. Основные проблемы, требующие решения – экология, дороги, социальная инфраструктура, благоустройство, плата за коммунальные услуги и состояние коммуникаций. Есть и типично омские темы - долгострои, частный сектор, уход предприятий из города.
Наши эксперты также выделили необходимость в формировании правильных межбюджетных отношений. Возможно, если за эти вопросы возьмутся парламентарии, жить в регионе станет комфортнее. И омичи перестанут покидать родной город.
Комментарии