«Собственники квартир жалуются на КСК, а те на жильцов — по поводу отсутствия сборов, низких тарифов и так далее. При этом одна жалоба может миновать до девяти инстанций, начиная с партии Nur Otan и заканчивая городскими управлениями. При этом обращения по ЖКХ практически идентичны, — сказал директор ТОО «Astana Group Companies» Александр Разумовский на заседании постоянной комиссии городского маслихата по вопросам строительства, экологии, транспорта, торговли и ЖКХ.
Ключевой идеей создания регулятора должно стать объединение. Интегрироваться должны городские службы, госорганизации и независимые объединения, связанные со сферой ЖКХ.
«Мы консультировались с ассоциациями КСК, искали решение на заседаниях городского акселератора по выработке полезных для города решений с жителями и представителями акимата, проверили все возможные и невозможные решения, способные повлиять на качественное обслуживание, сервис и управление в жилищно-коммунальной сфере. В итоге возник реальный механизм, институт, который может сплотить все заинтересованные стороны. Что это даст на выходе? Регулятор мог бы помочь в исполнении законов в жилищно-коммунальной сфере. Эффект от его работы наступит в течение трех месяцев, количество жалоб снизится почти наполовину», — уточнил он.
В случае переноса проекта с бумаги в практическую плоскость его инициаторы предлагают создать рабочую группу. Она будет вырабатывать решения по проблемным вопросам. Также предлагается прописывать обязанности собственников жилья и сервисных компаний в коллективном договоре.
По словам Разумовского все вышеуказанное должно утверждаться на общем собрании жильцов.
«Сегодня жильцы многоэтажек в основном жалуются на непрозрачность расходования средств на содержание дома. Можно придумать очень много механизмов, однако если нет прозрачности, ничего не поможет. Что можно предложить для решения этой ситуации?» — поинтересовалась депутат Рамзия Умербаева.
Как отметили разработчики, сегодня существует немало интернет-площадок — е-КСК, Smart Astana, топ-КСК.
«Мы считаем, что нужно в «личные кабинеты» электронных систем внести информацию о техническом состоянии каждого дома и предусмотреть, чтобы единые обращения жильцов онлайн видели все инстанции», — ответил докладчик.
Вместе с тем народные избранники поинтересовались, за счет каких средств будет осуществляться проект в случае одобрения и не повлечет ли это повышение тарифов.
«Вы знаете, что городской акселератор успешно работает без вложения финансов. Таким образом, есть успешный пример такого объединения», — ответил Александр Разумовский.
К слову, проект по созданию единого регулятора предусматривает подготовку и сертификацию руководителей КСК. Это нужно для того, чтобы домом управляли люди, подкованные в вопросах коммунальной сферы.