Почему из самой успешной школы России за полгода сбежали 12 учителей

2023-07-11 22:10:44

Учителя и родители написали жалобу на нового руководителя центра «Развитие» губернатору Новосибирской области

В школе № 82, которая также носит название центр «Развитие», за полгода уволилось 12 учителей, в том числе молодые специалисты. Открытая после реконструкции в 2020 году школа за два года выиграла множество конкурсов, а ее директор Елена Минаева попала в десятку лучших директоров страны. Осенью прошлого года Елена Минаева уволилась, а в школе назначили исполняющую ее обязанности. После этого старая команда начала уходить из школы, причем громко: написали жалобы губернатору и министру образования, рассказали о буллинге в социальных сетях и обратились в СМИ. Корреспондент НГС попыталась разобраться в претензиях учителей.

«Мы слышали только оскорбления»

Учительница английского языка и советник директора по воспитательной работе Юлия Воронкова начала работать в школе № 82 в 2020 году при Елене Минаевой. Молодой педагог рассказывает, что тогда в только открывшейся после реконструкции школе всё начиналось с чистого листа.

Молодые учителя создавали атмосферу и бренд школы, работали над ее показателями и участвовали в конкурсах. Уже в 2021 году команда школы выиграла конкурс «Успешная школа России». За несколько лет школа стала одной из лучших в городе и начала выигрывать всероссийские конкурсы.

— Школа строилась с нуля, мы выстраивали воспитательный процесс под стать уровню школы. Мы как инициативные молодые педагоги выстраивали всю систему с нуля. Мы придумали логотип, бренд нашей образовательной организации. У нас была наработана программа воспитания, календарный план воспитательной работы, — объясняет Юлия Воронкова.

Всё начало меняться в октябре 2022 года, когда Елена Минаева приняла решение переехать в другой город. До этого, в августе, в школу на должность заместителя по воспитательной части приняли Ольгу Прасолову. А уже в октябре ее назначили исполняющей обязанности директора центра «Развитие».

— Так уже вышло, что наша воспитательная система в школе была выстроена с моим коллегой вдвоем. И заместитель по воспитательной работе был нанят для того, чтобы поддерживать документальную составляющую. Но в сентябре и октябре Ольга Прасолова показала, что документами она заниматься не будет. И вся работа упала на наши с другим молодым педагогом плечи. И так как мы были заряжены на работу с детьми, мы горели этим, мы не обращали внимания на нагрузку, — говорит Юлия Воронкова.

«Мы слышали только какие-то оскорбления, что мы делаем всё неправильно»

учительница английского языка и советник директора по воспитательной работе Юлия Воронкова

— Она спрашивала, как мы вообще до этого работали. Как и. о. директора она практически не выполняла свою работу. Как руководитель образовательной организации, как человек, который кого-то награждает, держит торжественное слово на мероприятиях, она была, но работы как директора не было, — утверждает учительница.

Через пару месяцев, в декабре, к постоянной работе также прибавилась нагрузка из-за конца семестра и новогодних праздников. После этого педагоги решили попросить и. о. директора изменить подход к работе. Советники по воспитательной работе отметили, что выполняют нагрузку, которая не входит в их трудовые обязанности. Но к их замечаниям, уверяет Юлия, руководитель отнеслась пренебрежительно.

— Она записывала каждое слово, которое мы говорим. Потом на совещаниях административных, куда мы входили, она прямо тыкала пальцем, что вот, это ваше, вы же не зря мне тут все это написали. Она пыталась перекинуть всю свою ответственность на нас. И в принципе у нее получалось, потому что мы молодые педагоги и из-за такого большого количества давления мы просто делали, — вспоминает Юлия.

По мнению советника директора, у нее окончательно испортились отношения с директором в январе. У учительницы английского также было классное руководство в 11-м классе, и как-то произошел конфликт с родителями. Вместо помощи в его урегулировании, как отмечает педагог, от директора она услышала унижение как перед родителями, так и перед учениками школы.

— Она говорила, что я со своими обязанностями действительно не справляюсь, хотя родительская общественность была строго не согласна. Она также унижала меня перед детьми, назначив себя вторым классным руководителем. Сказала, мол, ваш руководитель не справляется с обязанностями, поэтому я буду вторым классным руководителем. Разумеется, никакой работы с классом не велось, это было только документально. Такое унижение я испытывала на протяжении полугода. Наверное, конечной точкой стало то, что в какой-то момент она почувствовала, что ее не снимают с должности и. о., и начала набирать людей в свой штат и увольнять тех, кто работал у нас долго, — объяснила учительница.

За полгода в школе уволилось 12 учителей и, по словам Юлии, еще двое планируют подать заявление. В конце года в школу начали принимать новых учителей. Юлия говорит, что раньше они ездили на конференции в разные города, но вскоре подобное им запретили, добавив вместо этого нагрузку по учебе. Для Юлии конечной точкой стал выпускной старшеклассников: руководитель просто запретила ей на него идти.

— В образовательной системе принято так, что директор должен подавать документы в мэрию Новосибирска о том, где и когда проходят выпускные вечера. То есть это всё должно быть официально, если вы хотите, чтобы там присутствовал человек из школы. Мне запретили туда идти со словами, что в департаменты документы не поданы и что у нас нет никаких мероприятий. Она выпустила приказ, в котором было написано в одном из пунктов, чтобы запретили классным руководителям и предметникам посещать какие-либо мероприятия вне школы. Это нарушило не только мои права как учителя, но и как человека, потому что мероприятие проводилось в семь часов вечера в субботу, — возмутилась Юлия. — Это не моя проблема, что руководитель скрывает от департамента проведение мероприятия.

Из школы также уволилась Марина Ивлева, которая создала Инженерную кафедру в центре «Развитие» — там школьники могли получить среднее специальное образование и получить дополнительную стипендию. Многие учителя написали жалобы в департамент образования мэрии Новосибирска (копии есть в распоряжении редакции НГС).

— Единственное, за что я переживаю, это за сотрудников и учеников. Мне страшно, я не знаю, что будет. С молодыми-то ладно: мы прорвемся и найдем другую образовательную организацию. Департамент не дает никаких комментариев, — закончила Юлия Воронкова.

«Многие классы остались без любимых педагогов»

В июне этого года больше 10 учителей и родители школы № 82 направили жалобы губернатору Новосибирской области и в Министерство образования. В документе они перечислили 10 основных пунктов претензий к и. о. директора и подтвердили слова Юлии Воронковой. Помимо этого, учителя сообщили, что после прихода Ольги Прасоловой работники школы стали меньше зарабатывать.

Одной из уволившихся стала Лилия Федорова, заместитель директора по научно-методической работе и учитель русского языка и литературы. Как описали педагоги в жалобе, Ольга Прасолова не могла уволить заместителя директора, но предложила ей уволиться самой.

— Лилии Федоровой было сказано, что уволить заместителя директора и. о. директора не может, но может создать условия, которые ее не устроят: не будет классного руководства в инженерном классе с детьми, не будет часов русского языка и литературы, не будут выплачиваться стимулирующие и премиальные надбавки. Поэтому за время отпуска нужно найти другое место работы, — отметили в жалобе, добавив, что аудиозапись разговора между и. о. директора и замом у них имеется.