Георгий Остапкович — директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Кроме того, у супермаркетов есть свои линейки продуктов экономкласса: например, у «Ашана» — «Каждый день», у «Пятерочки» — «Красная цена», у «Магнита» — «Моя цена». Такие товары могут удивлять своей экстремально низкой ценой: сыр можно купить за 50 рублей, сосиски — за 30, а колбасу и вовсе за 16. При этом состав такой колбасы мало отличается от других: мясо там есть, и на первом месте.
Состав: cвинина, мясо птицы механической обвалки (пастообразный фарш из костей и излишков филе. — Прим. ред.), питьевая вода, белковый стабилизатор (шкурка свиная, вода питьевая), крахмал картофельный, соевый белок, мука рисовая, молоко сухое обезжиренное, посолочно-нитритная смесь (соль, фиксатор окраски Е250), натуральные специи и пряности и их экстракты (черный перец, лук, имбирь), декстроза, антиокислитель (Е300, Е316), регуляторы кислотности (Е451, Е450, Е262), загустители (Е407а, Е425i, Е415), усилитель вкуса и аромата (Е621), краситель (Е120).
Георгий Остапкович считает, что такой товар супермаркетам удается реализовать быстро за счет ухудшения качества и увеличения оборота:
— В крайнем случае низкодоходное население, у кого нет возможности покупать красную рыбу, будут радоваться и такому. Качественную продукцию по низким ценам магазины продавать не могут, значит, что-то не то там всё-таки есть. Если они знают, что смогут продать много такого товара, то прибыль будет такая же, как и за дорогие [товары]. Для этого нужно очень хорошо знать свой потребительский рынок и доходность того региона, где продают продукты. Если можешь продать дешево и быстро, то так можно делать, если людей мало, а доходы совсем низкие, то смысла нет — торговля всё это хорошо чувствует.
Есть и еще одна версия того, почему в ассортименте магазинов постоянно присутствуют подобные товары, — желание заставить покупателя купить в нагрузку к дешевому продукту что-то еще.
— Они вырабатывают привычку населения. Потом потихонечку цены наращиваются, но люди по инерции продолжают туда ходить, хоть и повозмущаются немного. Следом запускается другой товар подешевле из необходимых, чтобы всё время было что-то выгодное. Это вынуждает людей снова идти в этот магазин. Например, человек хочет купить гречку и видит, что в этом месте она дешевая. Он автоматически вместе с ней купит что-то еще, низкая цена поощряет человека. Он скажет: «Ну что я, пришел только за пакетом гречки?» И купит яблоки, хлеб, баранки, — резюмировал экономист.
Совсем недавно в городах России резко подорожали огурцы и помидоры: за огурцы в некоторых местах просят по 1390 рублей за килограмм, а кило помидоров, бывает, продают за 1200 рублей. Вместе с экономистами и фермерами разобрались, будут ли цены расти дальше и от каких еще овощей стоит ждать не самых приятных ценовых сюрпризов.
Обычно мы готовим пару дежурных блюд на неделю вперед, чтобы не ходить лишний раз в магазин и не стоять у плиты каждый день. Но есть такие продукты, которые лучше не разогревать повторно, а есть сразу. Придерживаться такого кухонного ритма, конечно, сложно (а иногда и просто лень), но оно того стоит. Во-первых, разогретые на десятый раз блюда уже не такие вкусные, во-вторых, они становятся вредными. Как это происходит и что лучше готовить на один раз, нам рассказали технолог и врач.
Что будет в вашем списке вредных продуктов, если вы возьметесь его составлять? Наверняка одну из лидирующих позиций займут чипсы. И в этом диетологи с вами согласятся, но в их черном списке обитают и другие продукты. Врачи рассказали о своем списке вредных продуктов и о том, что на самом деле с ними не так.