Люди просто не могут получить необходимые документы на авто в технической лаборатории
Мы не раз рассказывали об альтернативных способах приобретения автомобилей в условиях кризиса — в частности машины в 2022 году активно завозились из Казахстана, Белоруссии и других стран. Теперь с этим возникли проблемы для жителей Новосибирска и всего Сибирского федерального округа: люди просто не могут получить необходимые документы на авто в технической лаборатории. Дмитрий Косенко разобрался в вопросе.
Преимущество ввоза автомобилей из Казахстана, Киргизии, Белоруссии и других стран, которые образуют с РФ Единый таможенный союз, заключалось в том, что если автомобиль полностью растаможен в своей стране, то при перемещении его в Россию не надо было платить никаких пошлин, ведь таможенное пространство у нас единое. Платить требовалось только утилизационный сбор, который не превышал 10 тысяч рублей.
Но при этом еще необходимо было оформить два документа: электронный паспорт на авто (ЭПТС) и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Смысл последнего документа заключается в том, что специальные лаборатории проверяют технические параметры машины на соответствие российским нормам.
На практике СБКТС требовалось для машин, изначально выпущенных для европейского, американского и других рынков и впоследствии ввезенных в страны нашего таможенного союза. Многие же машины из Казахстана, Белоруссии и т. д. изначально были выпущены для рынка РФ, на российских заводах, поэтому для таких авто СБКТС не требовалось.
Действительно, единственная в Сибири лаборатория под названием «Фаворит» находится в Новосибирске, и сейчас лицензия на выдачу СБКТС у нее отозвана. При этом электронные паспорта ЭПТС компания выдавать может — хоть это хорошо.
— У нас работа по СБКТС приостановлена, по возобновлению информации нет никакой. Лицензию продлеваем, сроков нет еще, — рассказали в «Фаворите», не назвав причину отзыва лицензии по СБКТС. — Если машина российского производства, то да, электронный паспорт можно — 7 тысяч рублей.
Мы обратились в Федеральную службу по аккредитации РФ (Росаккредитация, входит в Минэкономразвития РФ), которая занимается выдачей лицензий, и вот что нам объяснили.
— Общество с ограниченной ответственностью «Фаворит» аккредитовано в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи в реестре аккредитованных лиц RA.RU.21НМ82. Действие аккредитации приостановлено в отношении всей области аккредитации на основании несоответствий аккредитованного лица критериям аккредитации, которые выявлены по результатам прохождения процедуры подтверждения компетентности. Решение о возобновлении действия аккредитации лаборатории принимается Росаккредитацией по результатам проверки отчета об устранении выявленных нарушений, — пояснил начальник управления правового обеспечения и международного взаимодействия Росаккредитации Михаил Пигалицын.
Причины отзыва лицензии снова не называют, но можно предположить, что речь идет о каких-то технических условиях работы лаборатории. При этом людям из Сибири теперь действительно нужно ехать за свидетельством за тысячи километров: например, в Казань. Как же так получилось, почему нет лабораторий поближе?
— Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется на основе принципа добровольности. Это означает, что количество испытательных лабораторий в стране зависит от количества поданных заявлений на аккредитацию. При подаче заявления юридические лица и индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют область аккредитации, в рамках которой планируют осуществлять деятельность, — объяснил Михаил Пигалицын.
Иными словами, государство требует от граждан определенных документов на авто, но не занимается обеспечением количества лабораторий по разным регионам РФ. Если кто захотел работать в этой сфере — хорошо, если нет — ищи в других регионах страны.
Есть еще одна проблема, с которой могут столкнуться люди, купившие машины в соседних странах, — это обязательная установка системы ГЛОНАСС. Летом премьер Михаил Мишустин приостановил такое требование, но только до 1 февраля 2023 года. И если не будет каких-то новых распоряжений и документов на этот счет, готовьтесь выложить за ГЛОНАСС не менее 40 тысяч рублей. И никто не знает, продлится мораторий на ГЛОНАСС или нет.
Поделиться информацией для публикации в новостях можно на WhatsApp