Как Ту-154 с отказавшими двигателями сел в Новосибирске 23 года назад

2023-01-12 14:59:34

Ровно 23 года назад, 12 января 2000-го, пассажирский Ту-154М авиакомпании «Сибирь» (сегодня S7) сел в полной тишине в аэропорту Толмачёво. У самолёта, летевшего из Краснодара в Новосибирск, при заходе на посадку отказали двигатели и бортовое оборудование. При приземлении все 12 шасси стёрлись до тормозных дисков. Никто из 30 человек, находившихся на борту лайнера, не пострадал. Экипажу вручили государственные награды за мужество и профессионализм.

На борту Ту-154М, летевшего из Краснодара в Новосибирск 12 января 2000 года, находилось восемь членов экипажа и 22 пассажира, в том числе 14 авиаторов: сменный состав и технический персонал. На посадку в аэропорту Толмачёво лайнер заходил ночью. На высоте около 700 метров у него отказал средний двигатель, и начала барахлить глиссадная система. Вскоре перестали работать все бортовые приборы. 

 

ту_154_1.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

 

Когда командир экипажа Михаил Долгов принял решение уйти на второй круг, заглох ещё один двигатель. Долгов решил сажать самолёт. Поскольку приборы не работали, командир перешёл на визуальный полёт, выполнил «змейку» и вывел машину на посадочный курс.

При приземлении все 12 шасси вошли в «юз» — стёрлись до тормозных дисков. Тем не менее огромный лайнер остановился за 600 метров до конца ВПП. Из-за плохой видимости диспетчер аэропорта даже не сразу понял, сел самолёт или нет.

«Тормозил аварийно, уж потянул рычаги — снёс все 12 колёс, но остался на полосе. Орёл. Ну, в рубашках родились ребята», — так написал в своей книге об этой посадке пилот гражданской авиации России Василий Ершов.

 

ту_154_4.jpg
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

 

В распоряжении министерства транспорта РФ от 16 ноября 2000 года говорится, что из-за содержания в топливе недопустимых примесей произошли залипание золотниковых пар насосов-регуляторов и отказ трёх двигателей. 

 

«В сложной ситуации экипаж проявил высокий профессионализм и совершил благополучную посадку», — отметили в минтрансе.

Как выяснилось позже, в аэропорту Краснодара цистерну для топлива изнутри покрасили не той краской, и она растворилась в керосине. После посадки в баках самолёта обнаружили желеобразную массу.

Согласно указу президента России от 9 июля 2002 года, за профессионализм и выдержку экипаж получил государственные награды: командир Михаил Долгов — орден Мужества, бортинженер Юрий Разумеев и штурман Эдуард Волшин — медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II-й степени, второй пилот Александр Курбатов — медаль Нестерова.

Поделиться информацией для публикации в новостях можно на WhatsApp